
Разработчик системы — Palantir, софтверная компания, впервые в истории ставшая главным подрядчиком систем оружия на поле боя. Они собираются поменять парадигму ведения боевых действий, чтобы вместо десятков солдат, обслуживающих одно устройство или систему — был один оператор с ИИ, который управляет множеством дешевых дронов.
Palantir не единственные из стартапов, кто смог привлечь внимание военных и СМИ. Anduril, например, создают боевые дроны; Saronic — стартап, разрабатывающий беспилотные надводные корабли; Shield AI разрабатывают беспилотные технологии для самолетов, а Epirus производят мощные микроволновые установки, которые могут сбивать дроны и выводить из строя лодочные моторы. В основе почти всех разработок — новые технологии и искусственный интеллект.
Смена ориентиров американского ВПК происходит на фоне прихода администрации Трампа, который хочет перестроить сложившуюся систему из нескольких крупных подрядчиков — он обещает перенаправить 50 миллиардов долларов на инновационные вооружения. Критикуют сложившееся положение вещей и приближенные к Трампу технократы вроде Илона Маска (который называет пилотируемые истребители «устаревшими» и голосует за беспилотники с ИИ) или вице-президента Вэнса, который «по счастливой случайности» оказался инвестором Anduril — прямого конкурента Lockheed Martin стоимостью почти 30 миллиардов долларов.
Венчурные капиталисты вложили в оборонные стартапы 7,1 миллиард долларов за два года — больше, чем за предыдущие девять лет вместе взятых. По капитализации Palantir уже превышает крупнейшего традиционного подрядчика RTX.
История повторяется по спирали: во Второй мировой американские бомбардировщики несли оборудование для подавления немецких радаров, созданное в тесном союзе с технологическими компаниями. Холодная война разорвала эти связи, интернет, просачивание технологий и конверсия ВПК привели таланты из оборонки в коммерцию. В итоге количество игроков американского оборонного рынка сжалось с 50 крупных подрядчиков в 1993 году до нескольких гигантов сегодня. А учитывая природу сегодняшних конфликтов, где всё большую роль играет спутниковый интернет, каналы связи и беспилотные устройства, технологические стартапы хотят отобрать себе долю рынка у этих гигантов.