Желтая болезнь желтой компании

В этом году компания «Евросеть» не устает радовать своими, безусловно, передовыми методами продвижения бренда в массы. Странно, скажете вы, зачем продвигать компанию, которую знают абсолютно все? Вопрос непростой. Вот, к примеру, Кока-Кола тоже очень известный бренд, казалось бы, безальтернативный поставщик прохладительных напитков. Однако стоило бренду расслабиться на год-два, как коварные маркетологи из Пепси-Колы нанесли непоправимый удар. И пусть вместо покупки дорогостоящего времени на ТВ конкурент «красного» напитка предпочел подкупать владельцев баров и магазинов, дабы те продавали и мешали в коктейли именно Пепси, эффект был достигнут — Кока-Коле пришлось пойти на весьма сомнительный шаг и ввязаться в совместную кампанию с производителем виски. А это, как вы понимаете, уже другая история, с другими последствиями. Почему раньше не вступали в такие, вроде как непорочные, связи? Потому что это уже шаг отчаяния, попытка завоевать аудиторию через пропаганду алкоголя, что для зарубежных и транснациональных производителей равнозначно капитуляции и потере веса в «социальном» сегменте.

В России бренд «Евросеть» нельзя назвать социальным. Что до отъезда главного по фенечкам в Лондон, что после. Провокация, игра на животных инстинктах, обильное использование ненормативной лексики — все это про крупнейшего ритейлера мобильной техники. И все-таки Евгений, пока еще был у руля, обладал потрясающим чувством «грани», именно благодаря этому чувству он до сих пор на свободе, хоть и за рубежом. Наследники империи Чичваркина ни чувством меры, ни особым изяществом не страдали. А посему, как только, забитые было, конкуренты начали подниматься с колен, на вооружение была взята проверенная тактика — расширение аудитории за счет публичных лиц.

Первым таким лицом стала Ксения Собчак. Можно сколько угодно упиваться и анализировать сомнительные намеки на интимную связь Собчак с братом текущего вождя «Евросети» Олегом Малисом. Можно найти откровенные несостыковки в сообщениях, что Ксения приобрела 1% компании за 1 миллион долларов. Можно даже посмеяться над тем, как PR-служба компании в обстановке супер-секретности приглашала журналистов на пресс-конференцию, на которой, по словам PR-службы, должно было произойти объявление «очень важной новости, касающейся бизнеса». Нельзя лишь отрицать очевидный факт — Ксения Собчак действительно является некоей «иконой» для определенной группы граждан. Эта группа смотрит «Дом 2», с интересом наблюдает за светской хроникой, наизусть может процитировать глянцевые журналы. Вопрос в другом — насколько реально выросла аудитория «Евросети» за счет привлечения в PR-обойму ведущей главного быдло-шоу страны? Разве эти девочки и пацанчики не ходили в «Евросеть» до этого? У них на селе что, выбор был, куда ходить?

На этой чудесной ноте «Евросеть» не остановилась — менее месяца прошло со старта рекламной кампании с участием упомянутой выше Ксении Собчак, в которой новая акционерка вполне «нормально» въезжает в салон на автомобиле, снося витрину, как аудиторию начали отшлифовывать новыми роликами. На этот раз главными героями стали герои фильма «Любовь в большом городе 2». Они в поисках подарка друзьям отправляют в «Евросеть» и покупают кучу тачфонов Samsung. Радуясь жизни, они уезжают вдаль, а девочки и пацанчики понимают — вот оно, счастье, тратить деньги не задумываясь, ведь самое главное в телефоне — цвет, а не функции. Можно понять, что компания Леополис, снявшая «Любовь в большом городе 2», к 10 миллионам долларов кассовых сборов с удовольствием присовокупила доходы от продажи актеров в рекламные кампании, но чего добивалась «Евросеть», купившая актеров из третьесортного фильма — непонятно. Предчувствуя возмущенные крики поклонников пожухлых буферов Брежневой, рекомендую посмотреть оценки фильма на крупнейших кинофорумах. Секрет прост — фильм вышел в огромном количестве копий, причем он шел практически во всех кинотеатрах страны, включая те, которые в последнее время крутили пленки, оставшиеся с 90-х, а в фойе кинотеатров давно открывшие кабаки. Понятно, что грех было не воспользоваться в рекламе героями фильма, накрывшего весь «аграрный» сектор страны. Но опять же вопрос — кто, кроме «Евросети» в этих забытых всеми городках развивает сеть салонов? Если альтернативы нет, зачем вбухивать громадные средства в рекламу?

Последним ударом «Евросети» стал Тимати. Учитывая совместные потуги в порно-PR вместе с Ксенией Собчак, этот герой стал вполне логичным продолжением линии «Евросети». Не совсем адекватный молодой человек, не побрезговавший востребовать на раскрутку своего творчества бюджетные средства и административный ресурс, икона «гламура» и одновременно худшее, что могло произойти с индустрией рэпа в России. Именно с этим ассоциируется теперь и «Евросеть», именно этого, видимо, добивается топ-менеджмент.

Все произошедшее вполне можно понять. Компания, продающая телефоны, должна зарабатывать деньги. Она же коммерческая, в конце концов, компания. Но деньги сегодня в России можно зарабатывать разными путями. Как сам Евгений сменил феньки на более строгий прикид, попытавшись войти в политику, так и компания могла бы почувствовать ветер перемен и переместить свое внимание от «гламура» к простым гражданам, которые гордятся, что «не смотрят телевизора». Я и сам до недавнего времени не смотрел, а посмотрев — понял, почему его называют смердящим зомбоящиком. Дело даже не в новостях и фильмах десятилетней давности, которые преподаются, как «главная премьера года». Дело в рекламе, которая четко улавливает аудиторию телевидения. Этой аудитории нужны Собчак и Тимати. Эта аудитория не хочет знать, что за телефон она покупает, она хочет знать, какого он цвета, и купил ли его светский идол. И единственный вопрос к крупнейшему ритейлеру страны у меня простой — с вашими ресурсами, с вашими доходами вы могли бы изменить сложившуюся тенденцию, зачем же вы тратите деньги на еще большее отупление и дебилизацию собственных покупателей?

Ну и под конец — маленькая ремарка, специально для любителей светского быдла. Несмотря на покупку доли в «Евросети» за 1 миллион долларов, Ксения Собчак не смогла отдать долг, взятый у Сергея Минаева. Что интересно, в долг были взяты 2,5 миллиона рублей — менее ста тысяч долларов. Взяты были год назад. То есть, покупая за 1 миллион долларов пай в компании, Ксения не могла вернуть какие-то сто тысяч? Вам не кажется, что кто-то кого-то таки обманул, и человек, вынужденный отдавать в качестве долга машину ну никак не тянет на «нового акционера крупнейшего сотового ритейлера страны»?

Вопросы, конечно, риторические. Собаки лают, караван идет. Другое дело, что собаки полают, да останутся, а вот куда зайдет караван — неизвестно. Пока что он идет в страну гламура. С нетерпением ждем рекламы «Евросети» с участием Сергея Зверева.