Последние полгода идет большая полемика о том, кому давать лицензии на новую технологию 4G. И главное, как это делать. Интернет полнится разнообразными слухами, а Минсвязи откладывает решение вопроса о создании тестовых зон. По последним данным, лицензии получат пять операторов: федеральная «тройка», плюс «Ростелеком» вместе со «Скайлинком», плюс «Воентелеком». Такие данные приводит колумнист издания Forbes Денис Кусков.
Во всей этой истории смущает, во-первых, то, что, несмотря на желание президента как можно быстрее решить этот вопрос, все делается крайне медленно, а Минсвязи не предпринимает никаких шагов для ускорения процесса. Во-вторых, настораживает, что и при прежнем, и при нынешнем руководстве Минсвязи процесс выдачи лицензий остается весьма непрозрачным. Компании и люди не понимают, как и на основе каких критериев выдаются лицензии. То ли нужно обладать какими-то определенными, но тайными качествами, то ли просто заплатить больше денег.
Например, недавно Ростелеком выиграл 38 лицензий из 40 по WiMAX. Закрадывается подозрение, что «игра» здесь идет не очень чисто. Другой пример. Компания TELE-2, имеющая мировой опыт развертывания сетей и работы с частными клиентами, хотела получить лицензию на 3G — ей не дали. Хочет получить лицензию на LTE — ей тоже не дают. При этом эти лицензии прочат компании «Воентелеком», которая не имеет никакого опыта ни в работе с частными лицами, ни в развертывании таких сетей.
На сегодняшний день у нас выдано 100 лицензий на GSM и всего три лицензии на 3G. Сколько будет выдано лицензий на 4G, пока не знает никто.
Помнится, когда речь заходила о тендере, витала идея построения сети на отечественном оборудовании. К сожалению, на сегодняшний день нет практически ни одной российской компании, которая была бы в состоянии произвести технологическое оборудование для сети WiMAX или LTE. Как считают многие эксперты, и я их мнение разделяю, скорее всего, мы будем иметь дело с продукцией, на которую будут просто наклеивать ярлычки made in Russia, притом что на 95% она будут делаться из частей, привезенных из-за рубежа. Это несколько обесценивает идеологию, которая закладывалась руководством страны. Изначально предполагалось развитие отечественной телекоммуникационной отрасли, которая дала бы работу заводам, инженерам и «синим воротничкам». Но, к сожалению, в ближайшее время ждать этого не стоит.
Будучи сторонником идеи массового предоставления лицензий на LTE, я соглашусь с мнением, которое неоднократно высказывал президент TELE-2 Дмитрий Страшнов, когда он приводил пример той же Голландии: страна по размерам сопоставима с Московской областью, тем не менее имеет шесть операторов с лицензией на LTE. При этом новым операторам выдавались более привлекательные частоты, а тем, кто работает на рынке уже давно, — по остаточному принципу, поскольку предполагалось, что у этих операторов уже есть опыт работы, дополнительные возможности и т. д.
У нас ситуация несколько иная. На сегодняшний день остается неясным процесс с Yota. Она долгое время позиционировала WiMAX как сеть четвертого поколения. Между тем 4G и LTE предполагают в теории скорости до 320 Мб/c, тогда как сегодня WiMAX позволяет разогнаться лишь до 10 Мб/c. Какое-то время назад «Скартел», выступающий под брендом Yota, рапортовал о том, что займет WiMAX, а потом перейдет на LTE, и его в этом поддерживали. Сейчас произошли некоторые изменения, и, видимо, Yota решили поставить на место. Недавно ее лишили радиочастот и предупредили, что компания может вообще не получить ни одной лицензии на LTE. Тут возникает вопрос: Yota ведь приходила не в магазин самообслуживания, где выбирала эти лицензии и клала себе в корзинку. Эти лицензии были выданы ей чиновниками, которые работают в Минсвязи. Поэтому здесь, невзирая на личное отношение к различным компаниям, я склонен винить Минсвязи и конкретных людей, которые выдали лицензии. Если сейчас они хотят эти лицензии отобрать, значит были причины их не давать, но они тем не менее были выданы.
И тут встает главный вопрос: понесут ли какое-то наказание те люди, которые случайно — хотя, как мне кажется, не случайно — выдали эти лицензии? Роскомнадзор утверждает, что придет с проверкой, но мне кажется, эта проверка не выявит ничего. И в очередной раз никто из чиновников не пострадает.
Во избежание непрозрачных схем надо бы выдавать лицензии на LTE, к примеру, посредством аукциона: кто больше заплатил, тот и получил. Во-первых, это пополнит бюджет и чем больше дадут, тем лучше. Во-вторых, всем будет понятно, что тот, кто больше заплатил, тот и получил лицензии благодаря честной денежной составляющей, а не из-за дружбы в правительстве, лобби в Минсвязи или банального отката. Будет понятно, что та или иная компания, которая ставит себе в актив новую технологию и хочет ее развивать, будет готова заплатить определенную сумму для того, чтобы выиграть. А компания, в свою очередь, будет понимать, что она вкладывает в это деньги и сможет дальше работать нормально, не опасаясь, что у нее эту лицензию отберут. Сразу отпадут все вопросы, почему одна компания достойна получать частоты, а другая нет.
Беспокойство «большой тройки» понятно. Я согласен, что MTC, «Мегафон» и «Билайн» — замечательные компании, давно и успешно работающие на рынке и активно развивающие сеть 3G. Но мы не можем и не должны позволять делать этот рынок неконкурентным. Нельзя выдавать все частоты одним и тем же игрокам. Я не призываю взять и не выдать новые частоты «большой тройке», я призываю выдавать частоты большему количеству компаний. Чем больше операторов, тем лучше. Все мы помним времена, когда работал только один оператор и цены у него, конечно, были запредельные — до тех пор, пока не пришли второй и третий оператор. Чем больше конкуренции, тем лучше. Опасения Минсвязи, что это вызовет хаос и неразбериху, кажутся искусственными.
Денис Кусков, генеральный директор аналитического агентства TelecomDaily
Forbes, 12 августа 2010