Иван Евдокимов, A1 Systems: Нужно превращать CPA в AppStore

На прошедшем форуме VAS Conference было много докладов о том, что будущее рынка мобильного контента за мобильными приложениями. Со своим видением процесса перехода рынка к модели AppStore в интервью Conent-Review.Com рассказал исполнительный директор A1 Systems Иван Евдокимов.

Сергей Половников: Как вы оцениваете прошедший форум VAS Conference?

Иван Евдокимов: Было очень интересно, особенно учитывая фокус на теме App Stores. Было очень интересно послушать, в первую очередь, Романа Савина и Ярослава Свинцова из МТС. Они рассказывали именно об этом. О запуске магазина приложений для широкого круга разработчиков. Об открытом API для доступа к инфраструктуре оператора.

Сергей Половников: Они на базе решения Vodafone, да?

Иван Евдокимов: Магазин приложений МТС — это Vodafone 360. Что касается единого API, предполагаю, что это отдельная история.

Вообще, в рамках WAC (http://www.wholesaleappcommunity.com/) есть два основных направления. Первое — создание единой открытой инфраструктуры JIL виджетов на телефонах. Второе — создание единой открытой системы для доступа разработчиков к инфраструктуре операторов. Что касается JIL — тут очень много нюансов.

А вот единая система доступа к инфраструктуре — это очень интересно.

Достаточно давно существует набор стандартов Parlay X. В теории это WEB-стандарты, определяющие общие протоколы доступа к инфраструктуре оператора. По факту же они недоступны разработчикам конечных приложений. Для того, чтобы изменить эту ситуацию, WAC использует активность GSMA по разработке группы протоколов OneAPI. Идея в том, чтобы разработать новый стандарт, а потом добиться его повсеместной реализации так, чтобы любой программист в гараже мог самостоятельно разработать, например, SMS-сервис или загружаемое приложение с монетизацией через SMS, и запустить его в любых интересующих его сетях. В рамках этих стандартов запущен уже даже пилот в Канаде.

На самом деле, это именно то, о чем я рассказывал на конференции, что хотел донести — нужно превращать CPA в AppStore.

В чем причина недовольства абонентов VAS услугами, например, в России? Нет настоящей конкуренции. Есть несколько крупных игроков, а для тех же индивидуальных разработчиков порог входа слишком высок. Как в Apple AppStore бывало: сел человек, за вечер написал какое-то приложение и заработал несколько миллионов долларов. С VAS услугами такое сейчас невозможно…

Сергей Половников: Хотел бы сразу перебить. На самом деле, сообщество разработчиков мобильных приложений достаточно большое, просто оно совершенно не дружит с операторами, с агрегаторами, контент-провайдерами. Они нарочито отдаляются. Проводят, допустим, свою конференцию разработчиков (вот в Нижнем Новгороде проходила осенью). На мой взгляд, здесь проблема не в том, что они не хотят работать с операторами или с какими-то крупными компаниями. Они пытались работать. Они приходят к оператору, и оператор им говорит: «Ну, слушай, ну, а где здесь деньги?»

Иван Евдокимов: Я видел своими глазами, как это происходит. Человек разрабатывает хорошее приложение, а дальше не знает, что делать. Он обращается сначала даже не к операторам, он обращается к сервис-провайдеру, а тому нужно мейджоров продавать, чтобы обязательства по контрактам выполнять. Мелочевкой заниматься не интересно.

На самом деле здесь сразу возникает даже две проблемы. Первая — это доступ к инфраструктуре оператора, особенно она актуальна в случае каких-то услуг, которым нужны SMS, USSD, биллинг и т.д. И это решает WAC в рамках OneAPI. Вторая проблема — продвижение. Ведь чем хорош тот же Apple App Store. Помимо прочего он является маркетинговым каналом. Если ты сделал хорошее приложение, у тебя в любом случае есть шансы на продажи, даже если ты маркетингом не занимался. И это следующий шаг — создание единого, контролируемого оператором магазина VAS услуг и приложений.

Сергей Половников: В AppStore понятны правила, определенная последовательность, с помощью которой можно как-то продвинуть. Практически как в интернете продвигаются сайты: есть SEO-шники, которые, в принципе, могут продвинуть Ваш сайт с помощью определенных шагов.

Иван Евдокимов: Непосредственно в AppStore это достаточно ограниченный набор приемов. Все же основа маркетинга в App Store — это хороший продукт.

Сергей Половников: Плюс можно как-то с рекламой поиграться.

Иван Евдокимов: Да, но все равно сохраняется шанс у индивидуальных разработчиков, чего, собственно, не хватает в нашей инфраструктуре.

Сергей Половников: В нашей — это что имеется в виду?

Иван Евдокимов: Имеется в виду CPA…

Сергей Половников: В российском сегменте?

Иван Евдокимов: Не только в российском. Можно создать единую платформу. Которая будет предоставлять стандартные протоколы для доступа (вспомним про OneAPI). Которая будет предлагать подключаться кому угодно, потому что будет оферта. Которая будет предлагать простой вывод средств. Опять же, МТС уже это предложил — Роман Савин в своем докладе упомянул, что будет вывод средств на банковский счет. Нужно чтобы разработчик мог за вечер сесть и разобраться. Не только в технике, но и в нюансах вывода средств, других организационных вещах. И все это должно быть на базе открытых известных стандартов, чтобы не нужно было ничему новому учиться.

Сергей Половников: И плюс ко всему, у разработчиков уже есть конкретные примеры AppStore у Apple и Android Market у Android. То есть, уже нельзя как-то вправо-влево уходить, потому что эффективные инструменты есть, и разработчик не будет ради какой-то мифической прибыли переучиваться и копаться в каких-то других платформах.

Иван Евдокимов: Совершенно верно. Кстати, На самом деле, есть готовые коммьюнити, которые могут стать источником появления таких разработчиков. Я считаю, что критерий нормальной единой платформы — это способность среднего сайтостроителя-фрилансера сесть и за вечер разобраться, и сразу какую-то простую идею свою для USSD, для SMS-сервиса реализовать.

Сергей Половников: Мы сейчас говорим о приложениях, а все-таки вы…

Иван Евдокимов: Не обязательно о загружаемых приложениях.

Сергей Половников: Ну, сервисы. Вот как раз, если мы говорим про разработчика, который за вечер сядет и что-то напишет, мы в большей степени подразумеваем разработчика приложений все-таки.

Иван Евдокимов: Не обязательно.

Сергей Половников: Это не обязательно, но это в большинстве случаев так. Потому что сейчас у того же USSD, у STK не то, чтобы нет какой-то популярности среди разработчиков, а мало кто в них верит в принципе. На мой взгляд, STK, USSD — это отличный способ разработать какой-то сервис, потому что это в 90% телефонов уже есть. Мы часто говорим про смартфоны, и на конференции было видно, что все настроены на эту волну, но это 10-20% рынка. Остальные, и причем люди небедные, могут пользоваться простой трубкой, но им тоже нужен какой-то набор сервисов. Так вот, какие, помимо стандартных инфосервисов, которые были в STK, которыми большинство пользовалось, помимо информационных подписок на курс доллара, действительно интересны? Я, если честно, не знаю таких сервисов. Может быть, дадите какой-то пример. С использованием USSD, например. USSD — это, все-таки, сложно. Это надо набирать звездочку, какой-то код, решетку. Это что же за сервис такой должен быть.

Иван Евдокимов: Приведу лишь один из возможных вариантов, кто будет этим пользоваться и для чего. Очень часто слышу, от знакомых, которые делают сайты, что их клиенты хотят что-нибудь на SMS или USSD. Но когда люди сталкиваются с тем, что нужно работать с агрегаторами, получать какие-то префиксы и так далее — все это убивает желание заниматься вопросом. Возьмем, например, некрупный проект. Потому что у Одноклассников там…

Сергей Половников: Да, конечно-конечно.

Иван Евдокимов: Нам интересны именно некрупные сайты.

Сергей Половников: Крупные спокойно себя чувствуют, и им фактически ничего не надо.

Иван Евдокимов: Да, у них все есть напрямую. Например, Вы какими-нибудь некрупными сайтами пользуетесь?

Сергей Половников: Пусть будет сайт посвященный сериалам, которому, в принципе, интересно оповещать своих пользователей о появлении, например, новых серий «Доктора Хауса», у которых есть большая библиотека видеоконтента, у которого есть внутренняя монетизация. Давайте возьмем за пример это?

Иван Евдокимов: Да.

Сергей Половников: Ну, вот. Что для него, что ему было бы интересно сделать с помощью USSD?

Иван Евдокимов: Например, если использовать концепцию открытой платформы, они могли бы самостоятельно, не прибегая к услугам ни агрегатора, ни оператора сделать, например, сервис, в котором можно было бы бесплатно с помощью USSD сервиса посмотреть, какие сегодня появились новые серии, по каким сериалам. Сделал USSD запрос или подписался на ежедневную рассылку по SMS.

Теоретически, теоретически это и сейчас возможно. Но на практике они этого не будут делать, потому что это стоит денег, это морока.

Теперь представим, сколько сайтов таких масштабов. Их очень много.

Кроме того, сейчас концепция бесплатного сервиса как таковая не совсем возможна. В рамках операторского App Store это станет возможно, потому что бесплатные сервисы будут интересны, они будут привлекать людей, которые в дальнейшем будут тратить деньги на платные услуги. Механизм, собственно, тот же самый, что и в Apple App Store.

Более того, это тот же путь, по которому развивается mVAS сейчас. В мобильный VAS пришли крупные игроки из Интернета. Например, Мамба: у них есть IVR, SMS, WEB, WAP — все, что угодно. И они заняли очень серьезную долю рынка, если рассматривать их как игрока рынка mVAS. История, о которой мы говорим позволит добиться того же самого, но с мелкими игроками. Увеличить объем рынка за счет вовлечения массы некрупных и мелких игроков из Интернета.

Сергей Половников: Другими словами, это как раз то, о чем Вы говорили, облегчить точку входа.

Иван Евдокимов: Совершенно верно.

Сергей Половников: По поводу STK. Это все-таки достаточно сложная вещь. Если я правильно понимаю (поправьте, если я не прав), STK прописывается в SIM-карте.

Иван Евдокимов: Да.

Сергей Половников: Смена SIM-карты у человека происходит, если он телефон не теряет, раз в 3-4 года. В STK 3 года назад было несколько операторских сервисов и какой-то инфо-контент. Сегодня что в STK включается? У вас же есть несколько операторов…

Иван Евдокимов: Мы кроме большой тройки по STK работаем практически со всеми операторами России и многими в СНГ.

Сергей Половников: Практически со всеми региональными операторов?

Иван Евдокимов: Да.

Сергей Половников: С TELE2 тоже?

Иван Евдокимов: В том числе. Да.

Сергей Половников: Что там, в этом меню? Откуда деньги? Насколько мне известно, доходы от STK не растут, стагнируют. То есть, они в целом занимают 1,5-2 % выручки VAS.

Иван Евдокимов: Есть STK в том виде, в котором он существует сейчас, а есть STK в рамках той концепции открытости, о которой мы говорим.

Если говорить про STK в том виде, как он существует сейчас, то делаются какие-то мелкие улучшения. Мы, например, уведомления при включении телефона делаем, когда сейчас на новых сетях запускаемся, еще что-то. Но по-настоящему новых услуг в меню не появляется. Соответственно, все соревнуются в эффективности монетизации. Но набор услуг, по большому счету, у всех один и тот же.

Если же вернуться к нашему разговору про превращение CPA в AppStore, то тут STK может выступить способом, при помощи которого можно обеспечить доступность единого операторского магазина приложений на всех SIM-картах, у всех абонентов. Причем еще раз обращу внимание, что через эту витрину можно будет распространять все что угодно: загружаемые приложения, SMS-сервисы, USSD-сервисы и так далее.

Если дать открытый API, упростить процедуру вывода средств, оферту и так далее — это все будет замечательно. Но по-прежнему не будет одного очень важного компонента, который есть в Apple App Store. Человек, когда берет в руки iPhone, у него App Store на первом экране. Соответственно, STK — это тот способ, каким можно обеспечить присутствие магазина на всех SIM-картах. При этом ничто не мешает дублировать магазин и в виде Android приложения и в виде WEB-сайта, скажем, встраивая его в брендированные трубки. STK — это лишь самый примитивный вариант, который в то же время позволит обеспечить наличие магазина у всех абонентов.

Что касается замены SIM-карт, то это не требуется. Например, у нас есть обширный опыт загрузки своих SIM-приложений SIM-карты, которые уже работают в сети оператора.

Сергей Половников: Каким это образом? Перепрошивка SIM-карты?

Иван Евдокимов: Да, удаленная загрузка. Это, конечно, делается исключительно вместе с оператором. История не очень трудоемкая, но там много нюансов, связанных с безопасностью и много чем еще.

Сергей Половников: Ну, да, я сразу и подумал. То есть, это же как так?

Иван Евдокимов: В принципе, ключом к SIM-карте обладает только оператор, он никому ключи не передает, и приходится изобретать сложные схемы для того, чтобы все это загружать. Тем не менее, мы это делаем регулярно — провели уже порядка 50 таких кампаний. У нас как раз в этом направлении очень сильная техническая экспертиза.

Сергей Половников: Я хотел бы подытожить. То есть, STK, USSD, WAP, WEB — все это должно как-то интегрироваться, пройти через синергию. То есть, STK может отсылать на WAP и на WEB. То есть, там прописать эти ссылки ничего не стоит. С USSD может приходить push-ссылка, например, на что-то еще. С web может приходить ссылка на загрузку какого-то брендированного приложения. То есть, это определенный комплекс, который, в принципе, на сегодняшний день, если я правильно понимаю, нигде не присутствует ни у одного оператора.
Наверняка Вы разговаривали на эту тему с операторами. В чем проблема? С одной стороны, все понятно: действительно это интересно, действительно это достаточно сильно увеличит монетизацию со стороны оператора и его операторских услуг, действительно это дополнительный источник прибыли. В чем загвоздка? Почему этого нет? Я понимаю, что сейчас к этому идет.

Иван Евдокимов: Движение в эту сторону есть.

Сергей Половников: Да, движение есть. Но, с другой стороны, можно очень долго двигаться. Почему операторы (вы же с ними ведете переговоры) не могут сделать все в комплексе? Зачем это медленное движение шажками? Чего они боятся?

Иван Евдокимов: Они двигаются в эту сторону. Что такое WAC? Что произошло год назад? В феврале операторы сказали: «мы хотим быть, как минимум, «умной трубой»». В рамках этого есть JIL, как стандарт для приложений на телефонах. Есть OneAPI. И есть некие активности по объединению инфраструктур, чтобы не нужно было разработчикам приложения адаптировать под каждую сеть.

Это и есть то самое комплексное решение. Просто история большая, и наскоком она не может быть реализована. Тот же Vodafone 360 – это серьезное движение в эту сторону. Я не вижу, что операторы не двигаются — они двигаются.

Сергей Половников: Не в ту сторону, в которую хотелось бы?

Иван Евдокимов: Нет, почему же. Операторы понимают необходимость всего этого. Единственный вопрос — как быстро все это случится? Нужен фокус. Потому что это очень большая история, в которой очень много мелочей. Один из факторов (может, это прозвучит банально) успеха того же Apple AppStore (уже оскомину набил, но тем не менее) в том, что там все сделано с вниманием к мелочам.

Сергей Половников: Это все хорошо. А чем можете помочь вы? Это история операторов. Они движутся — отлично. Я согласен, они движутся. Но они движутся сами по себе, а вы как бы немножко сбоку. Я понимаю, что работа идет с региональными операторами. Есть большая экспертиза. Но вы в эту историю не можете просто так войти, потому что вы же не оператор. То есть, в чем фишка, в чем суть? Вы предлагаете операторам какое-то единое решение?

Иван Евдокимов: Мы видим, что на базе того, что есть в CPA прямо сегодня, мы можем оператору помочь построить единую инфраструктуру, о которой мы с вами сегодня говорим, и обеспечить ее администрирование. Если говорить максимально конкретно, нам было бы интересно для начала сделать так, чтобы Россия стала второй страной, где был бы запущен OneAPI пилот.

Сергей Половников: Первый, по-моему, в Канаде, да?

Иван Евдокимов: Да, в Канаде. Причем, в Канаде он у трех самых крупных операторов работает. Там очень много оговорок. Но факт остается фактом, движение есть.

У нас же есть все составляющие для того, чтобы построить такую инфраструктуру. Поставить наш One API Gateway, запустить магазин. Обеспечить управление и администрирование. То есть, мы видим свою роль, как именно поставщика инфраструктуры для построения операторского App Store.

Сергей Половников: Я уже вижу, да.

Иван Евдокимов: В рамках этой парадигмы помимо операторской есть роль вендора — это те, кто обеспечивает работу этой инфраструктуры. И, соответственно, роль разработчика услуг. Других ролей нет.