Утренняя реплика 10 октября 2019

В далеком прошлом был очень действенный способ повергнуть человека в бесконечные траты. Нужно было подарить ему фотоаппарат. Расходы на пленку и печать фотографий были лишь верхушкой айсберга. Чем больше человек погружался в мир фотографии, тем больше он тратил денег на дополнительные примочки, объективы, домашнюю фотолабораторию и реагенты. Усугублялось это тем, что все перечисленное было в дефиците, а значит, требовало еще больше денег. При этом до сих пор жива поговорка — снимает не фотоаппарат, снимает фотограф. Суть ее заключалась в том, что даже на не самой лучшей камере и пленке талантливый фотограф может сделать великолепный снимок. Сегодня все изменилось.

Между фотоаппаратом и фотографом появился посредник. Переходу на цифровые фотоаппараты сопутствовало развитие программного обеспечения, которое в первую очередь отвечало за создание достойных снимков в автоматическом режиме. Ведь на закате пленочной эры самое большое распространение получили «мыльницы» — простейший фотоаппараты, которые не позволяли как-то корректировать настройки и снимающие в режиме «сделай мне красиво». Красиво получалось нечасто. Даже с переходом на цифровые фотоаппараты мало что изменилось, ведь по большому счету автоматический режим в них работал не лучше, чем на пленочных мыльницах.

Первые камеры в телефонах появились на рубеже веков, но снимали они настолько отвратительно, что всерьез их никто не рассматривал. Рынок цифровых мыльниц рос, Nikon и Canon закрывали весь спрос на профессиональные камеры, и все было хорошо. До тех пор, пока в фотокамера стала чуть ли не единственным компонентом, по которым можно сравнивать флагманские модели смартфонов. Когда это произошло не очень понятно, но сначала появилась Nokia 808 PureView, а спустя несколько лет — LG G4. И все изменилось. Фотографии на этих аппаратах получались столь хорошими, что невозможно было понять — как на этот крошечный объектив удается снимать что-то достойное.

Сегодня мы уже даже не вспоминаем про LG, а тон мобильной фотосъемке задают Samsung, Huawei и присоединившаяся к ним лишь в этом году Apple. Но можно ли назвать фотографией те рисунки, которые предлагают нам мобильные фотокамеры? Ведь потрясающих результатов в фотосъемке смартфоны добиваются вовсе не за счет оптики и матрицы. Все делает программное обеспечение, вытягивающее и дорисовывающее кадр. Достаточно максимально увеличить снимок на экране компьютера и сравнить его со снимком, сделанным на более традиционную фотокамеру. Грани и детали на мобильном снимке дорисованы и похожи на акварель, тогда как на фотокамере переходы более плавные.

Конечно, для большинства любителей сделать фотографию с солнышком в ладошке смартфонов более чем достаточно. При печати стандартных снимков хитрости с дорисовкой кадра не видны, да и на экране монитора они появляются лишь при максимальном приближении. А что еще для счастья надо?

Для счастья надо, чтобы производители цифровых мыльниц начали использовать наработки своих мобильных коллег. Ведь если в смартфонах снимки, сделанные на крошечные объективы, вытягиваются до впечатляющих результатов, то что может сделать программное обеспечение со снимком, сделанным на нормальный объектив?