Утренняя реплика 2 декабря 2019

Так получилось, что нас и наших коллег довольно трудно удивить. Чем дольше мы наблюдаем за развитием технологий, тем больше скепсиса вызывают некоторые вещи. Трудно удивляться чему-то простому и утилитарному после того, как видел удалённое управление гигантским экскаватором с большого расстояния, как через сети 5G хирург ловко контролирует скальпель и режет пациента, находясь при этом за тысячи километров. Возможно, именно поэтому демонстрации возможностей 5G, проводимые нашими операторами в последнее время, уже не вызывают ни восторга, ни радости за близкое светлое будущее. Но на прошедшей неделе случился весьма интересный случай. Один из операторов решил показать, как 5G можно применять здесь и сейчас, не дожидаясь дистанционно управляемых скальпелей. Сегодня — о кейсе «Билайна» в сфере телемедицины и о том, чем этот кейс отличается от шапито на Тверской с их кофедронами.

Вы разве не слышали о кофедронах? Это воспалённая фантазия маркетологов Tele2 придумала специально для тестовой зоны 5G, размещённой в салоне оператора на Тверской. Правда, протестировать 5G в салоне Tele2 не получится, но можно посмотреть ролики и послушать рассказ о светлом будущем, которое наступит буквально завтра. Так вот, кофедрон — это такой дрон, который будет приносить хипстеру, сидящему на лавочке, кофе. Если честно, то вместо релизов Tele2 на тему применения 5G куда интереснее будет почитать нетленку «Незнайка в солнечном городе». Там и кейсы автоматизации веселее, и адского накала серьёзности нет.

Совсем другой подход продемонстрировал «Билайн». В пятницу были организованы медицинские консилиумы, в которых приняли участие экспертно-консультативный центр РОЭХ на базе больницы Центросоюза РФ и Рязанский государственный медицинский университет. Они в режиме реального времени консультировали врачей, проводивших две операции. Первая — удаление NFC-чипа из руки вице-президента «Билайна», вторая — удаление раковой опухоли. В первом случае велась обычная видеотрансляция, показывающая ход операции, во втором трансляция велась с лапароскопа. В обоих случаях все участники могли в режиме онлайн обсуждать и вырабатывать рекомендации хирургам, проводившим операцию.

За этими скучными формулировками кроется, без малого, вывод на новый уровень качества проведения хирургических операций. Если раньше для того, чтобы получить дополнительную поддержку от коллег, хирургам приходилось собирать консилиум, а это значит, коллеги должны были собраться в одном месте, все обсудить, и в крайнем случае — присутствовать при операции. Теперь консультации можно оказывать в любое время и в любом месте.

Если этих аргументов мало, то можно вспомнить проект испанского оператора Telefonica. В октябре он организовал аналогичный консилиум, только участники его находились в Испании и Токио. В Малаге проходила операция, а в Японии за ней наблюдал и консультировал коллегу Директор Центра эндоскопии Госпиталя Осаки Кацуми Ямамото. Международные консилиумы ранее могли себе позволить лишь самые авторитетные хирурги и в исключительных случаях. Сегодня для этого нужна лишь хорошая связь.

И вот тут возникает вопрос: «черт побери, для трансляции достаточно и LTE». Это одновременно так, и это не так. Да, для того чтобы смотреть трансляцию хоть в 8k, достаточно LTE или Wi-Fi. Только вот чтобы её осуществить, да ещё и в условиях проводимой операции, потребуется нечто большее, чем банальная камера, подключённая к интернету. Возможности 5G позволяют избавиться ненужных проводов, которым в операционной не место. Не говоря уже о том, что дистанционно управлять с хирургической точностью нужно не только скальпелем, но и камерой. Ведь от правильного ракурса может зависеть человеческая жизнь.

А управление, собственно, скальпелем через 5G — это очень красивая история. До тех пор, пока под этот скальпель не предложат лечь тебе. Станете ли вы это делать, понимая, что в случае чего разбираться, кто виноват, программное обеспечение, связь, производитель скальпеля или оператор-хирург, будут скорее всего уже над вашим бездыханным телом?

Нет, пусть уж лучше для начала сделают доступными проведение консилиумов.