Утренняя реплика 10 декабря 2019

Декабрь — горячая пора для всякого рода исследований, отчетов и аналитических докладов. Дело даже не в том, что многим из нас очень хочется закрыть все вопросы в году уходящем, сколько в сложившейся традиции оставлять все плохое в старом году. А прогнозы год от года не меняются: все дорожает, всем нам придется затянуть пояса. Но проходят новогодние каникулы и все мы замираем в ожидании весны, забывая о том, что наступил очередной год лишений. Ну давайте на чистоту — в январе нам думать о плохом некогда, мы только отходим от праздников. Февраль месяц короткий, тем более там два праздника и есть, чем занять голову. В марте вообще самый главный праздник, ибо у нас, в отличие от некоторых, гендерное равенство давным-давно победило. Апрель? Ну, в апреле начинает таять снег, и все замирают в ожидании весны. А там уже и май с его очередными каникулами. И все, опять лето. Так что ничего удивительного, что со всяческими результатами исследований мы и наши коллеги выступаем чуть ли не единым фронтом в декабре.

Речь, конечно, о настоящих исследованиях. Ведь что такое исследование? Это, в первую очередь, сбор объективных данных. Они могут быть как общедоступными, например, тарифы операторов, размещенные на сайтах. Бывает, что данные недоступны в публичном пространстве, но могут быть верифицированы участниками рынка. Это уже скользкий лед, готовый треснуть при любом неверном шаге. Заявишь ты, например, что какой-то смартфон был продан на старте тиражом в десятки тысяч, а на самом деле продажи не превысил тысячу трубок, и все. Доверие рынка потеряно, а вместе с ним и ценность дальнейших оценок становится откровенно низкой. Конечно, бывают ошибки, конечно, бывает сознательная дезинформация со стороны источников. И наши коллеги из деловых СМИ не дадут соврать: любую информацию надо по возможности перепроверять несколько раз. Особенно, если новость претендует на хайп года.

На факультетах журналистики в прошлом веке преподавали целый курс социологии, большая часть из которого была посвящена проведению опросов. Действительно, это очень интересный и мощный инструмент, ведь он немедленно легализует любой тезис, который нужно подтвердить какими-то объективными данными. Согласитесь, одно дело сказать, что Путин — лучше всех, и совсем другое, что Путина поддерживает 146% граждан России. Магия цифр, налет объективности, можно сказать: «ну, я это все не придумал, это глас народа».

Однако те, кто все ж прошел курс социологии, прекрасно понимает, что опросы являются одним из самых хитрых инструментов манипуляции. Во-первых, многое зависит от того, как именно поставлены вопросы и предлагаемые варианты ответов. На этом этапе нехитрыми манипуляциями можно исключить ответы, которые «разбавят» нужный результат. Во-вторых, выборка. Вы же слышали анекдот про то, как на одном из сайтов проводился опрос «пользуетесь ли вы интернетом». Если не пользуются, то как они смогут принять участие в этом опросе? Наконец, просто вспомните, а когда в последний раз лично вы принимали участие в опросе? Вот прямо отложили все дела и минут 15-20 отвечали на неинтересные вам опросы по телефону. Не говоря уже об уличных опросах, когда времени останавливаться на морозе или жаре и отвечать на вопросы волонтера ни времени, ни желания нет. Конечно, никто никого не обвиняет, но можно предположить, что в опросах участвуют праздные люди с огромным количеством свободного времени. Вам интересно их мнение?

И все же давайте будем откровенны — отказывать от опросов нельзя. Всем нам нужна фактура. Журналистам — фактура для статей, читателям — фактура для размышлений, пользователям социальных сетей — фактура для мемасиков. Но делать выводы на результатах неких опросов сегодня, когда манипуляцией не занимается только ленивый, а «Яндекс» в ручную контролирует топ своего сервиса «Яндекс.Новости» и вручную за считанные минуты удаляет из него все болезненные для него и его кураторов темы, по крайней мере недальновидно.