Мобильная прописка

Наши депутаты продолжают проявлять заботу обо всех, до кого дотянутся. На этот раз жертвой желания помочь пали финансовые организации и операторы. В Госдуму внесен доработанный проект по созданию в России единой информационной системы проверки сведений об абонентах операторов связи. Если бы не наши коллеги из «Коммерсанта», мы бы о нем не узнали, а между тем уже в феврале этот циркуляр может пройти второе чтение. Проект предполагает зафиксировать де-юро то, что уже существует де-факто. А именно, сделать мобильный номер таким же идентификатором гражданина, как номер паспорта. По мнению депутатов, это позволит увеличить безопасность и удобство доступа граждан к финансовым услугам. Но ни кредитные организации, ни операторы не видят в этой инициативе депутатов ничего полезного.

Смотрите. Депутаты хотят создать дополнительную новую структуру, некую базу данных, в которой будут храниться данные о гражданах и их мобильных номерах. Операторы будут обязаны передавать в нее информацию об абонентах, а кредитные организации будут обязаны запрашивать соответствующие данные именно в этой базе данных. Сегодня никаких посредников между операторами и условными банками нет, что позволяет, с одной стороны, быстро обмениваться необходимыми данными, а с другой стороны, выстраивать коммерческие отношения.

Операторам, разумеется, не улыбается связываться еще с одной государственной базой данных. Им хватает сервиса переноса номера, который в нормальной своей реализации должен быть абсолютно автоматизирован, а в российской реальности представляет собой ручной перенос строчек из одной таблицы Excel в другую. Так как ручной труд предполагает человеческий фактор, часто бывают ошибки. И ладно, когда речь идет о мобильной связи — альтернатива есть. Но когда ошибки касаются финансов, то это совсем другое дело. Плюс ко всему новая схема взаимодействия перекладывает на операторов обязанность по актуализации данных о SIM-картах. А между тем до 70% всех SIM-карт на руках российских граждан, как сообщает тот же «Коммерсант FM», оформлены на кого угодно, но не тех, кто ими на самом деле пользуется.

Банкам и кредитным организациям новая инициатива депутатов также нужна как рыбе расческа. В последние несколько лет было внедрено гигантское количество новых финансовых сервисов, использующих мобильные технологии. Даже у «Сбербанка» проникновение мобильного приложения в клиентской базе превышает все мыслимые пределы. Что уж говорить о «Тинькове», который изначально строился как цифровой банк без отделений. И это мы молчим про проникновение NFC-платежей, которое в России одно из самых больших в мире.

И вот на фоне полной гармонии рынка платежей и тесной дружбы операторов с банками появляется Госдума. Как слон в посудной лавке, депутаты потрясают новым законом, написанным людьми, крайне далекими как от проблем индустрии, так и от проблем абонентов. И вроде бы инициатива здравая — сделать номер мобильного универсальным идентификатором, сравни номеру паспорта. Ведь это круто, паспорт не нужно с собой носить, достаточно телефона. Но есть одна большая проблема.

Дело в том, что переезжая из одного региона в другой, гражданин России не должен менять паспорт. Это универсальный документ, его номер хоть и привязан к региону, где паспорт был получен, но от пересечения административной комиссии его действие не претерпевает каких-либо изменений.

Совсем другое дело — номер SIM-карты. Он у нас жестко привязан к региону. Перенести номер из одного региона в другой нельзя, и операторы были бы рады переносить номера, но не могу. Номерная емкость, выдаваемая операторам, жестко привязана к региону. Но депутаты почему-то не озабочены устранением этого анахронизма. Хотя именно его нужно убрать перед тем, как делать мобильный номер универсальным идентификатором.

Вместо этого депутаты придумали еще одну никому не нужную структуру, на содержание которой потребуются деньги. Ну а заплатим за это мы с вами. Как всегда.