Кто заработает на русских приложениях в смартфонах

На этой неделе уже несколько производителей смартфонов заявили, что согласны выполнять предустановку некоего российского программного обеспечения. Об этом законе мы много писали в прошлом году, но, к сожалению, было очевидно, его принятие неизбежно. Что, в итоге и случилось — закон был принят, и первая волна требований станет обязательной к исполнению с 1 июля 2020 года. Предполагается, что для начала она коснется смартфонов, как наиболее прибыльный сегмент рынка приложений.

Многие подозревают, что это не что иное, как попытка установить государственный контроль над смартфонами российских граждан. Но по факту эта история носит откровенно коммерческий характер. Перечень ПО определит некая комиссия, критерии отбора все ещё формируются и это несмотря на то, что закон уже принят. Можно предположить, что сейчас ведётся жаркий аукцион неофициальных аргументов в пользу тех или иных программных продуктов. Как говорится, бизнес, ничего личного.

Именно по этой причине принятие такого закона было неизбежным. Реальная технологическая конкуренция на самом деле мало волнует людей далёких от рынка телекоммуникаций. Зато их очень волнуют миллиардные обороты, до которых пока ещё не дотянулась рука некоторых «государственно-частных партнерств». Заявления о том, что это позволит контролировать смартфоны пользователей пока больше похожи на способ продать этот закон государству. Такой вот своеобразный GR и маркетинг: подобно тому, как на минеральной воде пишут «не содержит ГМО», так и на почти всех чисто экономических инициативах есть наклейки «духовно-нравственное», «суверенный» и «импортозамещение». Которые быстро отлетают после принятия этих замечательных инициатив.

В этом смысле новый закон куда ближе к поборам с производителей электроники в пользу некоммерческой организации Никиты Сергеевича Михалкова, который собирается уже почти десять дет. Собранные миллиарды много лет распределяются по усмотрению руководства этой организации и о результатах работы почему-то ничего не слышно. Зато, когда эти поправки принимались, тоже было очень много громких обещаний о развитии отечественного кино, о духовно-нравственном развитии и так далее. Прошло 10 лет и результаты, в принципе, всем очевидны: электроника стала дороже, а Никита Сергеевич Михалков богаче. А российское кино… ну, вы сами знаете.

Точно также эти поправки просто позволят обогатится некоторым частным лицам. Фактически, это ещё один скрытый налог, только выгодополучателями будут негосударственные структуры. Все дело в том, что процедура предустановки для производителя железа стоит денег. Она, как минимум, требует затрат времени инженеров и задействует инфраструктуру компании. В рыночных условиях эти затраты с некоторой премией компенсирует разработчик стороннего ПО. А это, в свою очередь, даёт возможность снизить розничную цену смартфона, планшета или телевизора.

Так как эта мера позволит не платить производителю за предустановку, то это вызовет рост цен на самые доступные устройства и ударит по наименее защищённым потребителям. Ухудшится и положение ритейлеров, которым грозят большие штрафы за каждое проданное устройство без предустановленного ПО. Дополнительные сертификаты соответствия и проверки — это повышение рисков, а оно всегда означает повышение цены товара на полке.

Но обеспечат ли эти меры отечественным компаниям доминирование на нашем рынке? Нет, так как ключевые технологии и платформы все так же останутся под контролем иностранных корпораций. Технически, то как работают те или иные приложения, и работают ли вообще — зависит исключительно от владельцев платформ, а не от фантазий отечественных законодателей.