Вне зоны доступа: как миллениалы открыли для себя LBS

Термин location based service, сокращённо LBS появился в 90-е годы прошлого столетия. Означает он, как можно понять из названия, сервис привязанный к местоположению пользователя. Коммерческие услуги с использованием LBS российские операторы связи предлагают с 2002 года. Некоторые наши читатели, наверное, даже помнят ТВ рекламу тех лет. Возможно, что подборка рекламных роликов разных лет, была бы наглядней, чтобы показать как менялось восприятие и позиционирование услуг связанных с определением место положения.

Обеспокоенность граждан относительно LBS тоже появилась далеко не вчера. Для примера можно вспомнить известную сцену с выниманием батареи из телефона Самсунг R200 далеко не самыми технически грамотными персонажами в х/ф «Бумер» 2003 года. В общем, ничего нового в этом тоже нет.

Поэтому довольно странными выглядят разговоры о том, что государства (а речь идёт не только о нашем) собираются использовать эпидемию как повод для ведения слежки за местоположением граждан. Вся эта информация уже лет 20 как доступна заинтересованным организациям, и в этом смысле никаких перемен не предвидится. Сбор и анализ данных о пользователях развивается довольно бурно, но никаких особенных революций в этой сфере не ожидается.

Больше вопросов вызывает использование полученных данных, но и тут тоже нужно понимать, что изначально эта информация собиралась и обрабатывалась частными компаниями, будь то операторы связи, социальные сети или поисковые системы. Причём оборот этих данных практически никак не регулировался, соответствующее законодательство стало формироваться в последние лет 5-7. То есть и тут для теорий заговора не такое большое пространство, как может показаться на первый взгляд.

Фактически, новизна ситуации заключается в том, что государство оказалось в ситуации когда есть повод применить уже давно доступную информацию. Да, как и все бюрократические структуры оно оказалось не способно сделать это быстро, качественно и своевременно. Что тоже никак не тянет на новость.

С другой стороны страх того, что крупный бизнес и правительства попытаются воспользоваться ситуацией в своих целях, имеет под собой основания. Но так тоже было всегда, считать причиной такого поведения технологии или стихийные бедствия довольно странно. О том, что «после» не значит «вследствие» хорошо понимали ещё в античные времена.

Опасения, что некоторые способы сбора информации о гражданах будут легализованы, выглядят несколько надуманными. Всё-таки боятся нужно в большей степени нелегальных действий. Легализация тех или иных действий предполагает, как минимум, признание их как факта, а это автоматически означает принятие ответственности и многие другие последствия. Кроме того, вся эта история с повышением прозрачности и цифровым следом работает в обе стороны и в этом смысле чиновников ждёт немало неприятных сюрпризов.

Сложно поспорить с тем, что новые времена несут новые риски и возможности, но LBS это история из 00-х и удивляться использованию сервисов определения местоположения в 2020 году по меньшей мере странно.