Zoom попал под увеличительное стекло

Рынок мессенджеров очень своеобразный и помимо прочего отличается интересной особенностью: наверное, ни один крупный софтверный гигант не смог создать успешный мессенжер в своих недрах. Вот буквально, какой пример ни возьми: WhatsApp, Skype, Viber, Telegram да хоть бы и древнейшую ICQ, вокруг трупа которой с там-тамом скачет Майл.Ру групп. Все этим проекты были созданы небольшими независимыми командами, стали популярными и только потом уже поглощены гигантами. Кроме, к счастью, Телеграма.

Видимо, есть что-то такое в этом сегменте рынка, что не даёт крупным игрокам адекватно реагировать на запросы целевой аудитории. Вот, казалось бы — возникла ситуация, когда начался резкий рост видеозвонков и конференций. Можно было бы предположить что наконец-то Skype вернёт себе былую славу. Но нет. Искорёженный эффективными менеджерами Microsoft мутант оказался слишком громоздким и ограниченным для решения тех задач, которые сейчас больше всего востребованы потребителями. Урезанные функции, далеко не самый эффективный протокол, подтекающая память и лагающий интерфейс — это совсем не то, что нужно большинству пользователей.

Интересно было бы почитать внутреннюю переписку Microsoft тех лет, когда осуществлялся перевод Skype на Electron и смена протокола. Наверное, там было немало отчётов на тему того, как удалось сэкономить ресурсы корпорации. На похожие грабли, кстати, наступил и Facebook со своим Messenger. Тогда Марк Цукерберг решил, что «ничего не будет: ни кино, ни театра, ни книг, ни газет — один сплошной HTML5». В итоге такое отношение к ресурсам пользовательских смартфонов обернулось постоянным переписыванием кода мессенджера. А чтобы не проиграть борьбу за долю рынка (особенно за пределами США) пришлось покупать WhatsApp.

В общем, так или иначе, сервис видеоконференций Zoom стал очень успешен. Но во времена падающих рынков возможности прикупить конкурента с капитализацией несколько десятков миллиардов долларов может позволить себе далеко не каждый. Вернее, позволить могут… ну, вы поняли. Короче, оказался Zoom не таким хорошим. Можно даже сказать очень плохим. Моментально выяснилось, что он обладает кучей уязвимостей, у основателя китайские корни и так далее.

Уязвимости на самом деле существуют, хотя и не интересовали никого до резкого взлёта популярности. И так действительно бывает. Стоит какому-то продукту стать популярным, как его начинают изучать и находят различные проблемы. Но волна, которая обрушилась на Zoom — слишком уж специфическая. Вообще, использовать сторонние сервисы для важных переговоров, это идея, которую вряд ли одобрит вменяемая служба безопасности. Но, допустим, запрещать использовать на уроках в школах это несколько странно. Конфиденциальной информации там нет по определению. Тем не менее, департамент образования мэрии Нью-Йорка запретил использовать Zoom в системе дистанционного обучения. Теперь все 1800 школ и более миллиона учащихся будут осваивать Microsoft Teams. Что уже вносит некоторую ясность в то, откуда может дуть ветер.

Но особенно умиляет коллективный иск, который инициировал акционер Zoom Майкл Дриу. Он обвинил компанию в мошенничестве и сокрытии проблем с безопасностью, помешавших росту акций Zoom. Которые, напомним, выросли в цене почти в два раза за последние пару месяцев. Если вдруг вы не в курсе того, что происходит на биржах в 2020 году, то вам будет очень сложно в полной мере оценить гнев и недовольство мистера Дриу.

Ситуация интересная, потому что раньше отсутствие конкурентоспособного продукта компенсировалось безграничными возможностями гигантов рынка скупать всё направо и налево. Но сейчас времена изменились. И многим, похоже, придётся по старинке доводить собственные продукты до ума. Насколько менеджмент корпораций морально готов к такому повороту событий пока непонятно. Так же как и то, что является основным мотивом атаки на Zoom: попытка сбить цену или желание забрать аудиторию всеми возможными способами. Впрочем, одно не исключает другое.