Телеком-апокалипсис

Пока где-то в параллельной вселенной набирает обороты акция «усы надежды» в поддержку дряхлеющего режиссера якобы ставшего жертвой цензуры, в нашей тихой телекоммуникационной деревне судорожно подсчитывают, во сколько обойдутся продлённые уже до конца квартала вынужденные каникулы. Иллюзий игроки рынка уже не питают, и даже ассоциация «Интернет-видео» готовиться признать очевидное: все плохо. По индустрии платного телевидения и видео нанесена серия болезненных ударов.

Во-первых, переход на цифровое вещание принёс в каждый дом 20 бесплатных федеральных каналов, среди которых коварно притаились и сериалы, и фильмы, и детский контент, и спорт (если таковым считать чемпионат Беларуси по футболу).

Во-вторых, население интернета коварно игнорирует российские интернет-кинотеатры и не готово платить за них даже сто рублей. Это подтверждает и статистика Brand Analytics, за период карантина 96% аудитории интернет-кинотеатров с российской пропиской уже ими пользовались, и лишь 4% — это новые пользователи. Конечно, это крайне прискорбно, что не помогли и бесплатные месяцы доступа ко всему контенту, и запущенные «эксклюзивы». Хотя за некоторый такой эксклюзивный контент, уж простите, нужно наоборот приплачивать зрителям.

Наконец, негодяи из числа молодых контент-мейкеров не хотят тратить свои силы на российские видео-хостинги и предпочитают размещаться на YouTube. Были попытки заполучить что-то эксклюзивное, взять хотя бы проект Парфенова и «Яндекс.Эфира». Но контент — это полдела, нужно ещё и удержать зрителя, вовремя предложив ему что-то интересное для продолжения просмотра. А для этого нужно ещё больше контента и работающая система рекомендаций, которую, к сожалению, у нас никто делать не торопится. А значит, аудитория продолжит пастись на YouTube и Netflix.

И вот индустрия бьёт тревогу. Оказывается, доходы операторов платного ТВ если не упадут, то покажут крайне скромный рост. Оказывается, количество абонентов платного ТВ вышло, как это модно сейчас говорить, на плато в 44 миллиона человек. При этом коллеги как-то забывают, что в России домохозяйство — два с половиной человека, и это не Чарли с Аланом, а обычная семья, которой больше одной подписки на платное ТВ попросту не нужно. О том, что практически все мобильные операторы уже дают довеском к мобильным услугам связи доступ к телевидению, мы и не говорим. Хотя нет, не все операторы. Tele2 вот решил, что ему очень нужны деньги, и сделал доступ к телевидению платным. Но что с них взять, у них другие правила.

В общем, сколько можно констатировать очевидное? Проникновение мобильной связи, интернета и телевидения у нас достигло предельных значений. Никакого экстенсивного роста больше не будет, нужен интенсивный. Но менеджмент среднего звена, напрямую зависящий от придуманных ими ключевых показателей, не может позволить прекратить эту бесконечную гонку за абонентами. Ведь даже умученный Биллом Гейтсом Михалков давно понял, что аудитория это лишь ключ к другим рынкам, к другим голубым океанам, как гласит известная стратегия.

Конечно, пройдёт пандемия, закончится карантин и самоизоляция. Но всем игрокам индустрии нужно понять — точка невозврата пройдена, и лучше уже сейчас подумать о собственной роли в новом мире. В мире, где потребитель уже имеет бесплатно все, что нужно для удовлетворения базовых потребностей. Вести недели с Киселевым и YouTube с Дудем. Самый дешёвый и быстрый среди развитых стран интернет. А на горизонте маячит и бесплатный доступ к интернету. Можно и дальше сидеть на плато ровно, но позвольте напомнить вам, что Netflix в прошлом — это прокат DVD-дисков. Просто вовремя сориентировавшийся и изменившийся. А вот Blockbuster так и остался прокатом DVD-дисков. И до последнего боролся, конкурировал, ублажал абонента. Наивно полагая, что он останется с ним до конца.

А до конца никто не остался. Не будьте прокатом DVD, будьте Neflix.