Чтобы что?

Как видно из цифр, мы с вами вышли на плато, и речь не только о Москве, но обо всей стране. Ежедневное количество выздоравливающих от коронавируса окаянного практически сравнялось с количеством новых зараженных. После долгого подъема всегда хочется ненадолго остановиться и отдышаться, подвести какие-то итоги. Так уж получается, что именно сейчас начинается самое интересное. Премьер-министр уже заявил, что надо бы проверить, как ограничения, вводимые властями регионов и городов федерального подчинения, соотносились с конституционными правами граждан. Хотя и без всяких проверок понятно, что права эти, как говорил Стэнли Хадсон из сериала «Офис», аккуратно записали на бумажку, свернули ее в трубочку и засунули известно куда. Но главная проблема вовсе не в том, что нас с вами в чем-то ограничили. Российская реальность и ментальность такова, что любые запреты и ограничения мы изящно обходим и игнорируем. Проблема в том, что практически ни одна из инициатив не выдерживала проверку одним простым вопросом: «Чтобы что?»

Таким вопросом с легкостью можно разрушить любой план чиновников по внедрению какой-то инициативы, реальная цель которой сильно отличается от цели декларируемой. Например, московской мэрии очень хотелось обкатать систему отслеживания перемещений граждан. Ну, посмотрели очередную серию «Черного зеркала» и решили: а почему бы нет? Только вот народец нашим чиновникам достался слишком смышленый. Не добитый Грефом, который мечтает о трансформации россиян в тупых потребителей. А потому изначальная цель всех инициатив угадывалась практически сразу.

Например, термин «самоизоляция», который с легкой руки мэра Москвы уже начал трансформироваться в «самосохранение». Казалось бы, самоизоляция у нас декларируется добровольной, но за ее отказ предусмотрены штрафы. Хотя цель инициативы понятна — снизить скорость распространения вируса и тем самым снизить нагрузку на систему здравоохранения. Но с легкой руки косноязычного мэра помощь медикам воспринимается как домашний арест. И восприятие это усилилось введением совсем уж диким со всех точек зрения расписанием прогулок москвичей. Правда, с этим расписанием москвичи поступили в полном соответствии с методикой Стэнли Хадсона, о которой мы говорили ранее.

Позвольте порассуждать вслух. Вводите расписание прогулок? Чтобы что? Чтобы избежать столпотворения. Но позвольте, достаточно даже не выходя из дома посмотреть на пробки на дорогах, чтобы понять — вышли все. Но окей, вы ввели ограничения, должна тогда быть и ответственность? Должна, но ее нет. Полиции запрещено штрафовать тех, кто гуляет не по расписанию. Окей. Зачем тогда все это? Чтобы что? Неужели для того, чтобы углубить интеграцию сервисов «Яндекса» в IT-периметр московской мэрии? А пропуска для автомобилей? Их ввели зачем? Чтобы что? Чтобы снизить количество автомобилей на дорогах? Увы, режим пропусков лишь увеличил количество автомобилей, потому как ранее все сидели по домам, понимая, что на дороге придется объяснять каждому постовому, куда это ты едешь. А теперь зарегистрировался в один клик самозанятым, что не влечет за собой никаких обязательств, и все, получай пропуск-вездеход до конца ограничений и на себя, и на машину. Какой смысл вводить пропускной режим, если пропуск может получить любой и на любые цели? Чтобы что?

Но есть и хорошие новости. Судя по всем, команда Собянина скоро отправится покорять новые горизонты. Сознательно наращиваемый контраст между тоталитаризмом московских властей и человечностью подмосковных явно указывает на то, что Сергей Семенович скоро покинет здание на Тверской. Остается надеяться, что вместе с собой он заберет не только Ликсутова, но и департамент информационных технологий в полном составе. А там, глядишь, Москва вновь станет городом для всех, а не для кучки хипстеров, готовых за малую копейку каждый свой пост заканчивать мантрой «как похорошела Москва при Сергее Семеновиче».