ФАС щелкнул по носу Tele2

У оператора Tele2 в России удивительная судьба. Пока он находился под управлением европейской штаб-квартиры, оператору не давали частоты 3G и не пускали в Москву. Но стоило шведам продать актив окологосударственным структурам, как все завертелось. Достаточно быстро появились частоты, а вскоре стало и понятно, чьи уши торчали из кустов. Ростелеком стремительно передал Tele2 свои многострадальные мобильные активы в регионах и, подвинув мощной дланью всех страждущих, получил частоты для запуска в Москве. Да, без GSM, но если бы вам предложили выйти на московский рынок пусть и с некоторыми ограничениями, вы бы отказались? Вот и Ростелеком с Tele2 решили, не стоит упускать такую возможность. Деньги огромные, а убытки, если что, всегда можно списать на трудности строительства сети в таких непростых условиях. Весь этот пир духа продолжался ровно до тех пор, пока на повестке дня не возник вопрос об окончательном решении вопроса Tele2, то есть об окончательной интеграции оператора в Ростелеком. И вот тут возникли проблемы. Оказывается, если продавать что-то ниже себестоимости, то и прибыли как-то не образуется. И вместе с активом Tele2 Ростелекому пришлось бы интегрировать в отчётность ту самую чёрную дыру, в которую лопатой закидывались деньги. А теперь и новая напасть. ФАС потребовал в двухнедельный срок отменить все повышения тарифов, произведённые Tele2 после 12 мая.

Такой ход конем в Ростелекоме не ждали. Бывший государственный, а ныне окологосударственный оператор привык к тому, что законы и правила рынка ему не указ. Как иначе можно объяснить закрепленный в законодательстве побор в пользу Ростелекома, называемый «интерконнект»? А внезапно разрешение ФСБ продавать eSIM? А бесконечные победы в государственных тендерах? Конечно, пропитанный корпоративной культурой сотрудник Ростелекома может возопить: «ну всё же по-честному». Конечно, на бумаге именно так. С бумагами полный порядок. А вот со здравым смыслом есть проблемы.

Есть хороший пример, демонстрирующий подход Tele2 и его суверена. Когда шла стройка московской сети, операторы большой тройки Tele2 предлагали присоединиться к общим сетям в торговых центрах и других объектах, где это имело серьёзный экономический смысл. Tele2 тогда гордо отказался, спалив немалые деньги на строительство дублирующей инфраструктуры. Зачем? Видимо, кому-то очень нужно было освоить деньги. А когда несколько лет спустя на мир спустилась пандемия коронавируса, пришлось писать слёзные письма владельцам площадок, где установлено оборудование, и просить снизить арендную плату из-за того, что сократились доходы.

Это письмо показало то, какое тяжёлое биполярное расстройство началось у Tele2 и Ростелекома. Одной рукой оператор писал письма с просьбой снизить арендные платежи, так как сильно упал трафик. Другой рукой писал рапорты о том, что трафик растёт. Одним ртом рассказывал президенту на голубом глазу, что, мол, телеком-индустрия не пострадала от пандемии, а другим ртом утверждал самое масштабное в истории рынка повышение тарифов. И ладно бы поступал как все, аккуратно подкручивая архивные и запуская новые. Нет, у Tele2 же, как мы помним, другие правила. Они заключаются в том, что надо просто все поднять на 10, а то и 40 процентов.

В Tele2 и Ростелекоме думали, что поймали Бога за бороду. Оказалось, что не Бога, и не за бороду. И пока президент Ростелекома Осеевский докладывал президенту России Путина, как его распухшая от государственных контрактов контора безболезненно пережила кризис, ФАС выписал Tele2 предписание откатить все тарифы взад. В Tele2 искренне удивились, мол, мы же предоставили обоснование. Видимо, в этом обосновании было лишь три слова. «Очень нужны деньги». Очень надеемся, что ФАС заставит Tele2 и Ростелеком спуститься на грешную землю и играть не по другим, но по общим правилам.