Почему смартфоны становятся больше

Завтра iPhone 12 mini отметит свой первый квартал на рынке, будет ровно три месяца с поступления в продажу. Но уже сейчас менеджеры Apple подводят итоги, которые, мягко говоря, не особо впечатляют. Речь идёт даже о возможном прекращении производства mini-версий. Причиной такого положения дел стали удручающе низкие продажи. Которые к настоящему моменту суммарно едва превышают 6% от всех проданных айфонов двенадцатой серии. Как итог — избыточные складские запасы нового смартфона, и всё это на фоне проблем с поставками более дорогих моделей из-за дефицита компонентов. В таких обстоятельства было бы глупым не пересматривать производственные планы.

Но нельзя сказать, что изначально на самый маленький айфон текущего поколения возлагались слишком большие надежды. Его появление было обусловлено двумя причинами. Первая, это, конечно же, очередное повышение цен, которое должен был замаскировать новый аппарат.

Дело в том, что со времён 4s базовая версия айфона стоила $650. Такая цена держалась 6 лет без изменений. Правда, нужно отметить, что ещё в 2015-м ценовые границы удалось несколько сдвинуть созданием Plus-версии смартфона, с большей диагональю. Но при этом «обычные» аппараты оставались самыми массовыми и цена на них не менялась и начиналась с всё тех же $650.

С выходом десятой модели был проделан трюк с разделением линейки на два сегмента. Первый «обычный», второй «премиальный». Первый — это iPhone 8, который стал на $50 дороже, и стартовал уже с $700. А второй, собственно, сам iPhone X, достиг психологической отметки от $1000 за смартфон. С выходом 11-го айфона, верхнюю границу ценового диапазона снова сдвинули, добавив Pro-версию.

И вот, настала пора подтянуть гайки снизу. Маркетологи выбрали довольно незамысловатый вариант: линейку теперь открывает iPhone 12 mini, а базовый, обычный iPhone 12 стоит уже от $800.

А вторая причина создания мини-версии — это большие продажи iPhone SE. И хотя этот успех объяснялся, прежде всего ценой, ряд обозревателей и даже аналитиков утверждал, что малая диагональ якобы пользуется спросом из-за своего удобства. А так как на рынке нет компактных флагманов, то SE стал очень популярен, особенно у консервативной аудитории. Это довольно спорное, но до сих пор часто встречающееся мнение. Даже сейчас в комментариях к анонсам новых смартфонов можно увидеть набор стандартных шуток про лопаты и неудобство крупных смартфонов.

При этом производители отказываются от выпуска компактных флагманов. И логика тут очень простая: энергопотребление современных смартфонов серьёзно выросло. Соответственно, нужно больше места для адекватной батареи, в большом корпусе легче разместить антенны, да и процессор охлаждать тоже проще. Поэтому крупные телефоны предоставляют пользователям лучшие характеристики, а это, в свою очередь, служит стимулом потребителям менять свои привычки, а разработчикам адаптировать интерфейсы. Круг замыкается, и поэтому в 2020-м году мало кому нужен мощный смартфон в компактном корпусе. Особенно, если он едва может дотянуть до обеда при активном использовании. Ну а если вы активно не пользуетесь смартфоном, то вероятность, что вам нужен айфон последнего поколения весьма не высока. Собственно, что и показали продажи.

Другим интересным моментом является то, что в отсутствие значимых инноваций, Apple выстроила линейку в зависимости от диагонали — чем больше экран, тем выше цена. То есть по действительно важному для пользователей критерию, который влияет на спрос.

Проще говоря, маркетологи просчитались не с объёмом спроса на компактные аппараты. Тут нет сомнений, что ситуация оценивается адекватно. Это подтверждает и то, как выстроена продуктовая линейка.

Переоценённой оказалась готовность потребителей терпеть недостатки мини-версии за скидку в $100.