Ростелеком будет торговать лицом

Вчера «Коммерсантъ» опубликовал материал о планах Минцифры, которое с помощью Ростелекома хочет перезапустить проект сбора биометрических данных российских граждан. Глагол «перезапустить» означает некоторое признание того, что предыдущая попытка провалилась. В ЕБС, то есть единую биометрическую систему, за три года удалось собрать данные всего от 164 тысяч граждан. А хотелось, конечно же, намного больше. И по старой традиции — на халяву. Поэтому ещё в 2018 году собирать биометрию обязали банки. Что логично, ибо штатные расписания, награды и бюджеты нужней чиновникам, а бремя практической реализации всевозможных инноваций, так уж и быть — можно возложить на ритейл, операторов связи, банки и прочий бизнес. Так сказать, разделение труда, которое, правда, почему-то приводит к росту цен. Необъяснимая экономическая загадка.

Но вернёмся к сбору данных и банкам, которые не то чтобы сильно проявляли рвение в этом вопросе. Так сложилось, что люди не доверяют подобным системам. И было бы лукавством сказать, что для этого нет оснований. А в силу того, что доверие критически важно для банковского бизнеса, давить на своих клиентов банки не стали. Их тоже можно понять — это попросту чревато потерей клиентов.

Очередной заход будет сделан с помощью Ростелекома, который планирует потратить на эту цель миллиарды рублей. Теперь, вместо банков, упор будет сделан на МФЦ, в которых и планируется организовать сбор биометрии по всей стране. Предполагается, что техническим оператором системы станет некое ООО, в состав учредителей которого входит Ростелеком. Это ООО будет получать плату за пользование собранными данными от банков, магазинов и других коммерческих организаций, а также от органов власти. Таким образом планируется отбить вложенные миллиарды. Красивая схема, ничего не скажешь. Государство сначала помогает собрать биометрические данные своих граждан, а потом само же и платит за их использование.

Разумеется, источники в Минцифре утверждают, что этой ЕБС планируется присвоить статус государственной информационной системы, а значит и технически контролировать её будет государство. Но с юридической точки зрения статус ГИС никак не регулирует экономические условия использования такой системы. Не говоря уже о том, что у нас любят часто менять законы, и поэтому вряд ли кто-то решится предсказать каким будет законодательство в этой сфере даже через год-другой.

Такая настойчивость порождает большое количество конспирологических теорий, и, опять же — для них есть некоторые основания. Разработчики много говорят об экономической эффективности биометрии для дистанционной работы и торговли, мол, вы не представляете как удобно платить лицом в магазине. А с 2020 года ещё и не забывают упомянуть COVID, куда же без него. Но вот парадокс: бизнес, который, по идее, должен быть больше всего заинтересован в развитии таких систем, относится их к внедрению намного осторожнее. Может, всё дело в том, что помимо удобства, использование биометрических данных несёт в себе существенные риски и требует определённой готовности?

Тут есть очень важная деталь. Передовые разработки дочерних ООО Ростелекома нам были продемонстрированы уже не раз, тем же Роскомнадзором. Но в результате, как вы знаете, никто не понёс никакой ответственности за ущерб нанесённый национальной экономике. Собирать со всех деньги и ни за что ни отвечать, это очень удобная бизнес-модель. Она вполне объясняет такой нездоровый энтузиазм лоббистов. Но с таким подходом к делу не стоит удивляться отношению граждан к ЕБС и прочим трёхбуквенным инновациям.