Несмотря на постоянные скандалы, количество случаев банковского мошенничества в нашей стране продолжает увеличиваться. В том же Сбербанке уже готовы назвать проблему общенациональным бедствием, хотя, конечно, не забывают при этом похвалить себя. Мол, у наших клиентов в этом вопросе дела обстоят намного лучше чем в целом по рынку. Так ли это на самом деле сказать сложно, ведь достоверной статистики по понятным причинам никто не предоставляет.
Но даже скупые официальные данные свидетельствуют о том, что преступлений такого рода становится все больше, не смотря на то, что мы постоянно слышим обещания справиться с проблемой в самом ближайшем будущем. И тут важно обратить внимание на несколько моментов. До определённого момента на самом деле эта проблема не волновала никого из тех, кто может повлиять на её решение. Ну, грабит кто-то граждан, что ж теперь, всё бросить и бороться с мошенниками?
Ни банки, ни государство, ни различные сервисы каких-то ощутимых потерь от этого не несли. По крайней мере, так было до определённого момента. Но, кажется, случился тот самый переход из количества в качество. Первым ответом на массовое недовольство стала традиционная попытка переложить ответственность на всех вокруг. Интернет, биткоины, IP-телефония, сотовые операторы, геополитика, в общем, виноваты оказались все кроме банков и платёжных систем. Хотя именно они играют роль ключевой инфраструктуры в таких преступлениях. Случаев, когда жертва переводит преступникам биткойны довольно мало, как правило это всё-таки традиционные банковски переводы или, в некоторых случаях, передача наличных из рук в руки.
Конечно, к отечественным регуляторам вопросов в этой истории больше всего. Сколько принято законов, сколько создано всевозможных реестров, сколько выделено миллиардов — и до сих пор ничто не мешает злоумышленникам устанавливать себе не просто чужие CID, а указывать номера Сбербанка или приёмной ФСБ. Тут особо хотелось бы отметить, что мы категорически не поддерживаем некоторые горячие головы, которые требуют запретить смену CID как класс. Это нужная и важная функция. А чтобы пресечь большую часть злоупотреблений достаточно предусмотреть самый простой механизм верификации, то есть подтверждения того, что используемый номер принадлежит вам, а не кому-то другому. Ну или к примеру, можно создать реестр, куда можно внести свой номер и его использование в качестве CID станет невозможным. В общем, вариантов решения этой проблемы довольно много, было бы желание и чуть-чуть понимания того, как оно на самом деле устроено.
Странным выглядит и то, что люди порой тратят месяцы на то, чтобы решить проблемы с ошибочно заблокированным счётом, на котором хранятся абсолютно легальные накопления, например, на квартиру или машину. Но при этом, как выясняется, суммы которые переводятся мошенникам могут достигать сотен миллионов рублей и эти операции проводятся моментально и без каких-либо вопросов.
Как ветераны рынка мы хотели бы напомнить чем закончилась предыдущая история такого же плана. Речь, конечно же, идёт о SMS-мошенниках, которые в основном занимались вымогательством и распространением вирусов-шифровальщиков.
Это был довольно бурный период, индустрия развивалась, SMS-платежам пророчили большое будущее, а сотовые операторы видели себя в роли банков будущего. Новые возможности привлекли внимание преступников, началась волна мошенничества с помощью SMS-платежей. Вскоре стало понятно, что проблема стала угрозой для всего рынка и может поставить крест на его развитии. Когда мы подробно стали об этом писать, то это не встретило никого понимания у участников рынка, скорее, наоборот, стали приходить различные угрозы. Ведь тогда все, кроме жертв, были довольны. Деньги текли рекой, платились щедрые комиссии, менеджеры получали рекордные бонусы. Теперь, как вы знаете, платные SMS остались разве что для благотворительных сборов и голосования на Евровидении.
Как нам кажется, из этого факта отечественным банкам и финтеху имеет смысл сделать некоторые выводы.