Игровая индустрия Индии перешла в новый этап развития

2007 год стал для индийской игровой индустрии знаковой. Не смотря на то, что доходы индустрии еще не превысили размеры инвестиций, количество пользователей, играющих в игры, растет как на дрожжах. Например, один из крупнейших ресурсов, посвященных играм, Zapak Digital Entertainment привлекает 150 тысяч уникальных посетителей в день, при этом на ресурсе зарегистрировано более 4 млн. человек, а в день посетители просматривают более 100 млн. страниц.

Управляющий директор ресурса Рохит Шарма (Rohit Sharma) утверждает, что «сегодня лишь один процент наших посетителей превращаются в тех, кто готов покупать игры. Причем такой процент характерен в принципе для ресурсов, подобных нашему. Так или иначе, мы планируем увеличить этот показатель до 30 процентов после запуска нашей собственной розничной сети в размере около 5000 точек продаж».

Портал Indiagames.com, использующий подобную маркетинговую стратегию, растет не менее быстро. Недавно портал запустил собственные игры по подписке, к такой модели подключились уже более 10 тысяч пользователей.

Основатель и директор ресурса Вишэл Гондэл (Vishal Gondal) отметил, что его компания «в следующем году ожидает рост подписчиков до 100 тысяч. Запас роста огромен, ведь в нашей стране уровень проникновения широкополосного доступа к Интернету еще меньше процента».

Многие игроки индустрии, например компании Games2win и Kreeda Games, даже привлекли инвестиции у венчурных фондов. Так, Games2win получила 5 MUSD от Clearstone и SVB, а компания Kreeda Games получила финансирование у IDG Venture India и Softbank.

Основатель и исполнительный директор Venture Intelligence Арун Натраян (Arun Natrajan) прокомментировал: «рынок игр сегодня является весьма привлекательным с точки зрения инвестиций, мы думаем, в ближайшие несколько месяцев в этот сектор будут осуществлены серьезные вложения. Так или иначе, в связи с высокой стоимостью игровых консолей и компьютеров, наиболее высокий рост ожидается в секторе мобильных игр. Сейчас модели продаж мобильных игр только разрабатываются, но мы ожидаем, что именно в этой сфере будет максимальный рост».

Рынок мобильных игр Индии сегодня оценивается в 305 MUSD, а к 2011 году он вырастет до 3 млрд. USD. При этом показатель ARPU увеличиваться не собирается, операторы ищут новые источники прибыли, и мобильная реклама может стать одним из них.

Реклама в играх (advergaming), размещение брендов в играх — один из самых быстрорастущих сегментов. Мобильные телефоны, по мнению аналитиков, один из лучших способов обеспечить взаимодействие бренда со своими потребителями. Компания Mobile2win уже работает более чем с 10 брендами а так же ведет переговоры с 35-40 брендами по размещению рекламы в играх.

Один из основателей и региональный управляющий Mobile2win Раджив Хиранандани (Rajiv Hiranandani) считает, что рынок рекламы в мобильных играх вырастет на 300-350 процентов благодаря большей вовлеченности брендов.

Игроки телекоммуникационного рынка, например, компания Reliance Communications, возлагают на рекламу в мобильных играх большие надежды. С 2003 года компания привлекла к этому более 40 брендов. Президент по мобильному контенту Махеш Прасад (Mahesh Prasad) считает, что мобильная реклама является серьезным рынком: «многие говорят, что мобильная реклама просто шум. Посмотрите на Японию, там рынок мобильной рекламы оценивается в 1,2 млрд. USD. Каждый оператор в мире понимает перспективы этого рынка. Этот медиа-канал дает рекламодателю возможность всестороннего охвата своей аудитории».

Так или иначе, Нирадж Рой (Neeraj Roy) из Hungama считает, что рынок мобильных игр будет расти вмести с увеличением покрытия GPRS: «игры на мобильных телефонах уже сегодня ежедневно скачивают 70-80 тысяч человек, но эта цифра ничто по сравнению с другими сегментами рынка игр».

История индийского рынка игр для консолей очень похожа. Пока что аналитики скептично оценивает этот рынок, так как цена на подобный вид развлечений весьма высока, но крупнейшие игроки этого рынка, компании Sony и Microsoft, считают, что рынок будет стремительно расти. По оценкам iSuppli рынок консольных игр к 2010 году вырастет до 125,4 MUSD.

В Индии сегодня официально продано около 300 тысяч консолей Sony Playstation (с учетом серых продаж), а в 2008 году компания ожидает продать еще 50-60 тысяч приставок. Индия является для компании важным рынком компании, ради развития рынка компания даже собирается снизить стоимость консолей и игр. Игры подешевеют с 25 до 12,5 USD, а игровые консоли Playstation3 с 890 до 760 USD.

Региональный менеджер Playstation Антиндрия Боуз (Antindriya Bose) утверждает, что «компания уверена, что снижение цен позволит поставить индийских потребителей в равные условия с европейскими».

Между тем, региональный управляющий Microsoft по игровым устройствам Мохит Ананд более скромен в оценках: «Пока что мы не можем сказать, сколько мы продали приставок в Индии, но можем сказать, что во всем мире мы продали 14 млн. консолей, а в Индии, не смотря на то, что рынок там очень маленький, мы ждем рост продаж на 200 процентов». Стоит отметить, что Microsoft так же снизила цены на игры для Xbox в 2007 году.