Метамаркетинг

Фестиваль мета-маркетинга, который старовал с подачи Цукерберга только начинает набирать обороты. К примеру, на днях представители Intel сделали несколько заявлений.

Производитель железа присмотрелся и оценил потенциал нового направления. Понятное дело, технология очень перспективная, за ней будущее, ну и так далее. Но чтобы все работало как нужно, потребуется увеличить вычислительные мощности, в идеале — в тысячу раз. А на том железе что сейчас есть, ни о каких метавселенных даже и не мечтайте, считает руководство Интела.

Ну, кто бы сомневался. Уже сейчас можно предсказать «программные» заявления ритейла, банков, операторов связи, представителей шоу-бизнеса и так далее. Спускаться из города на пристань вы будете по мраморным лестницам, а там, как знать, может быть, лет через восемь, Илон Маск устроит междупланетный шахматный конгресс.

В этом смысле тут нет ничего нового, особенно если брать в расчёт ситуацию на фондовых рынках и экономике в целом. Некоторую тревогу внушают разве что масштабы процесса и кое-какие намёки связанные с всё ещё модной концепцией шеринга. В частности, рассуждения на тему того, что существующий недостаток мощностей, можно частично компенсировать использованием железа, которое принадлежит кому-то другому, но не используется в конкретный момент. Условия, на которых будет происходить обобществление вычислительных мощностей даже не упоминаются, а это крайне важный вопрос. Ведь уже сейчас у потребителей возможность контролировать собственное железо серьёзно ограничена. Что создаёт очень нехорошие соблазны для производителей.

Если же вернуться к так называемой метавселенной, то о реальном содержании явления всегда стоит задумываться, если в нём каждый видит что-то своё, но при этом общей картины не складывается. Политики видят новое поле для запретов и регулирования, социальные сети — инструмент, которым можно забрать ещё больше внимания аудитории, продавцы железа говорят о новом рынке, который практически невозможно насытить и так далее.

Напрашиваются параллели с бумом доткомов и вебом 2.0. Помните как это было? Вся власть пользователям, UGC, фолксономия, агрегация контента, сетевой этикет, саморегулирование сообществ и так далее. В итоге имеем ленты, которые формируются загадочными алгоритмами, такую же загадочную модерацию, сокрытие лайков и прочие прелести современных соцсетей. И даже хештеги, которые смогли удержаться в современной культуре, сейчас, в большинстве случаев, играют роль тематических эмодзи, а не элемента навигации.

Массового популяризация той или иной технологии, как правило ведёт к волне нездорового оптимизма, такого же нездорового страха и многократного роста числа экспертов буквально за одну ночь. Нового в этом, повторимся, ничего нет. Что действительно отличается, так это степень влияния подобных волн на финансовые рынки. Всё-таки, каким бы не был оглушительным рост, а затем и крах доткомов в начале нулевых, тогда хотя бы не путали биржевые тикеры, как это случается сейчас регулярно.

Такая обстановка делает невероятно привлекательным продвижение концепций и идей, не ради реального развития продуктов, а ради влияния на медиа и, в конечном счёте, на капитализацию. Погружение в виртуальную реальность наступает тот в момент, когда начинается обсуждение перспектив и недостатков сырой и, на самом-то деле, не очень востребованной технологии.

И не то, чтобы этого никто не понимал. Да, это ловкий пиар-ход, который позволил Цукербергу избежать отставки, снизить количество критики в свой адрес и так далее. Но если этот фокус помог Цукербергу, то есть ли причины у других оставаться в стороне от такого праздника?

Поэтому нет сомнений, что в ближайшее время мы услышим немало удивительных историй о невероятных перспективах метавселенных. Особенно от тех, у кого возникли проблемы в реальном мире.