ВКонтенте

Продолжаем обсуждать главную сделку недели в результате которой Яндекс, VK и Сбер обменялись активами и в корне поменяли технологический расклад на рынке Рунета и интернет-сервисов. Сегодня очередь VK, напомним, что он передал в Яндекс сервис доставки еды Delivery Club, а в обмен получил активы Яндекса, а именно — Дзен, Новости и, что стало для многих неожиданностью, управление главной страницей Яндекса. И пусть на ней по утверждению источников со всех сторон будет просто стоять переадресация на сайт Дзена, многие восприняли это как полную капитуляцию Яндекса. Впрочем, сегодня про VK, который из ВКонтакте начал превращаться во ВКонтенте.

Трансформация VK началась еще в прошлом году с приходом на место душного и инфантильного Добродеева выходца из Ростелекома. Владимир Кириенко довольно быстро понял, что VK больше похож на IT-франкенштейна, чем на IT-компанию. В компании существовал культ ВКонтакте, команда которого считала себя центром мироздания, а вокруг него накручивались бесконечные и зачастую никому не интересные сервисы. Нечто подобное происходило и в Яндексе, где Поиск считался и до сих пор считается некоей священной коровой, но подобный подход неизбежно ведет к сегрегации сотрудников на тех, кто ходит в малиновых штанах, и тех, кому и колокольчик в носу должен быть за счастье.

Собственно именно под эгидой Кириенко в VK начался процесс сегментации сервисов и отказ от концепции центричной экосистемы, когда в ней есть некий базовый сервис, вокруг которого строятся все остальные. Подход понятный и в мире есть хороший тому пример — Google, в котором все сервисы объединены не вокруг поиска, но вокруг системы рекламы и монетизации AdSense/AdWords. Да, все сервисы взаимопроникаемы, но ни один из них не является тем, чем был ВКонтакте для VK или Поиск для Яндекса. Все работает в единой связке, но в то же время каждым сервисом можно спокойно пользоваться в отдельности.

По большому счету, именно к такой концепции сегодня пришли Яндекс и ВК, разделившие весь рынок на сервисы и контент. Сервисы ушли в Яндекс, который будет доставлять продукты и людей, осуществлять навигацию и помогать искать. Контент ушел в VK, и по суть он стал безальтернативной для Рунета контент-площадкой. Ведь не будем мы всерьез обсуждать перспективы RuTube, по крайней мере пока он принадлежит ГазПромМедиа.

В этом контексте становится более понятной тактика VK по отделению всех более-менее перспективных контент-сервисов в отдельные приложения. За последний год таковыми уже обзавелись Клипы, Видео и Музыка. И если Клипы с Музыкой выглядят законченными, то Видео предстоит серьезная трансформация, ведь контент-мейкерам VK сегодня не дает ни денег, ни статистики, ни понятного инструментария для развития. Ну о чем вообще можно говорить, если приложение Одноклассников для Smart TV предлагает более понятный и удобный интерфейс для поиска пусть пиратского, но контента, тогда как в аналогичном приложении VK Видео не было даже поиска.

Собрав под одной крышей практически все мало-мальски популярные контент-платформы VK может столкнуться лишь с одной проблемой. Если за мотивацию пользоваться российскими сервисами у нас отвечает РКН, то за доход и мотивацию контент-мейкеров ответственность лежит на VK. И пока деньги выплачиваются лишь пабликам-помойкам с мемами и вкраплениями антироссийского контента, вряд ли на VK потянутся более-менее качественные блогеры. И да, можно заманить их единовременными выплатами, но пример RuTube показывает, что это никак не влияет на прирост аудитории.

Конечно, Яндексу будет проще — такси и еда нужна всем, а альтернатив после сделки практически нет. Но если VK наконец-то начнет подходить к контенту хотя бы на 10% так, как это делает Google, деньги потекут рекой. Ну а пока главным пабликом VK остается MDK, на большее, чем открутка неэффективной рекламы, рассчитывать не приходится.