Какую мобильную сеть построят в России вдоль железных дорог?

Фото РЖД/company.rzd.ru (Фотобанк РЖД)
На этой неделе стало известно, что компания Антарес получила разрешение от ГРКЧ на использование частот 1900-1920 мегагерц для оказания услуг мобильной связи. Коллеги из РБК довольно подробно разобрали историю как вопроса, так и самой компании Антарес. Мы же попробуем высказать ряд предположений относительно перспектив появления в России еще одного оператора.

Во-первых, давайте немного о технической стороне вопроса. Полосы 20 мегагерц, которую дали Антаресу, не хватит для строительства так скажем массовой сети, то есть о появлении пятого федерального оператора речи не идет. Например, по состоянию на 2018 год в Москве у операторов для работы LTE используется комбинация полос, в сумме — от 30 до 50 мегагерц. Это без учета сетей GSM и 3G. Так что неудивительно, что журналисты (и их источники) предполагают, что Антарес сосредоточится на строительстве более утилитарной сети одного стандарта.

Во-вторых, откуда взялась информация о том, что Антарес будет строить 5G? Тут стоит напомнить, что Минцифры последовательно в том, что касается 5G: строить у нас эти сети если и будут, то в диапазоне 4,8-4,9 гигагерц. Можно было бы построить даже на тех, что уже есть у операторов, но разрешения никто на это не дает. И вот внезапно распространяется информация, что Антарес будет строить 5G для РЖД на частоте 1900 с полосой 20 мегагерц. Технически это возможно, диапазон попадает под n39, но его распространенность сравнима с предлагаемым российским операторам n79. А значит совместимых потребительских устройств будет немного. Что опять же указывает на ограниченность потенциальной сети Антарес потребностями одного клиента.

Наконец, емкость сети с полосой 20 мегагерц стандарта LTE не такая уж и большая, на всех абонентов доступно 150 мегабит на скачивание и 50 мегабит на закачивание. Не так уж и много, если принимать во внимание лабораторность этих показателей, в жизни это будет сильно меньше с учетом того, что потребители сети будут находиться в движении. Ведь мы все еще говорим об РЖД.

Нам видится проект не таким уж и бесперспективным. То самое отечественное телеком-оборудование, рожденное в муках в сколковских полях и ростеховских застенках, нужно где-то применять. Операторы связи будут противиться до последнего тому, чтобы им навязали роль подопытных кроликов. А значит, отечественные базовые станции придется использовать на чем-то бюджетном. И РЖД в этом плане вполне себе подходящий полигон. Железнодорожные пути, вдоль которых предполагается строить сеть, пролегают по всей территории России, в самых разных климатических поясах. Востребованность связи для поездов имеется — это и прием платежей по картам, и возможность обеспечить телематику на новом уровне (транковая связь, конечно, хорошо, но в комплексе с обычной еще лучше).

Подозреваем, что первым полем экспериментов станет трасса Москва-Санкт-Петербург. Ну а если дело пойдет, то там глядишь и базовые станции отечественного производства станут хоть сколько-нибудь привлекательными для операторов.

И не стоит забывать, что заседание ГРКЧ, прошедшее за закрытыми дверями, вполне могло обвесить разрешение на частоты Антаресу дополнительным обременением. Деталей которого, увы, мы не знаем. И вряд ли узнаем.