Книжный ренессанс

Фото TheOtherKev/pixabay.com (Pixabay License)

Про Советский Союз говорили, что это была самая читающая в мире страна. Вне зависимости от достоверности этого тезиса многие заставшие те времена помнят, что за хорошей литературой всегда были очереди, хотя книжные магазины не пустовали. Правда, «Поднятая целина» пользовалась совсем не той популярностью, что произведения того же Дюма. Ну а современных зарубежных авторов почитать можно было лишь в самиздате или специальных отделах библиотек, доступ в которые был далеко не у всех. В 90-е был недолгий книжный бум, но к началу века мы подошли если и читающей страной, то только в контексте чтения желтых газет да толстых «модных» журналов.

Говорят, что лучше всего понять, чем занимаются горожане в свободное время, можно в общественном транспорте. В московской подземке довольно быстро газеты и бумажные книги заменились смартфонами и планшетами: горожане собирают три в ряд, смотрят TikTok и листают ленты соцсетей. Но в последние годы все чаще стали появляться индивиды с электронными книгами, да и бумажные книги потихоньку возвращаются. Если заглянуть на какую-нибудь книжную ярмарку, то и вовсе можно посчитать, что советская любовь к чтению вернулась. Но если в прошлом шла война жанров, то сегодня мы наблюдаем войну чернил реальных и электронных.

Сегодня на рынке насчитывается десяток сервисов с доступом к электронным книгам, но, пожалуй, единственным успешным можно признать лишь ЛитРес. За свою сравнительно долгую историю ЛитРес попробовал все — и продавать книги, и давать доступ по подписке, и даже виртуальную библиотеку, когда взятая вами книга через пару недель исчезает из вашего списка, как бы возвращаясь на виртуальную полку. Но все это меркнет перед бизнес-кейсом Amazon и ее экосистемой Kindle.

Казалось бы, при наличии доступа к технологии электронных чернил, можно выпускать электронные книги пачками, на любой вкус и кошелек. Однако практика показывает, что даже самый успешный на постсоветском пространстве производитель читалок — компания PocketBook — не выдерживает конкуренции. Если пару лет назад на торговых площадках Kindle был редкостью, то сегодня доступны десятки моделей, а спрос на заморский гаджет, у которого в электронном книжном магазине сегодня купить ничего нельзя, только растет. Почему?

Факторов успеха два. Во-первых, само устройство. Оболочка Kindle всегда была оптимизирована таким образом, чтобы пользователю не приходилось ждать десятки секунд, пока «шарманка» заведется. Во-вторых, легкость загрузки книг. Для тех, кто любит читать на английском, в Kindle есть прямой и удобный доступ к магазину. Ну а тем, кто привык брать книги где-то в других местах, Amazon сделал загрузку файлов по электронной почте. Натурально находите нужный файл, отправляете его на уникальный адрес, получаемый при регистрации, и через пару минут книга уже в Kindle. Никаких проводов, никакой возни с форматами.

Нечто подобное пытались воспроизвести отечественные сервисы. PocketBook запускал и собственный магазин, доступный с ридера, и с почтой экспериментировал. Почему-то не помогло. ЛитРес же в далеком прошлом попробовал посотрудничать с производителями и выпустил ридер с прямым доступом к своему магазину. Но то ли рынок был не готов, то ли ЛитРесу не понравилось разделение дохода. Так и остался этот кейс строкой в истории.

Многие наивно полагают, что ни ридеры, ни бумажные книги не нужны — ведь есть смартфон. И действительно, с экрана мобильного устройства вполне себе можно читать, но опыт показывает, что от этого пользователи быстро отказываются. Экраны смартфонов в большинстве своем не приспособлены для долгого чтения: у кого-то с частотой обновления проблемы, у кого-то с цветопередачей, у кого-то с шимом. Именно поэтому после пару недель энтузиазма и чтения со смартфона пользователи либо переходят на книги, будь то электронные или бумажные, или просто возвращаются к привычной модели потребления медиа. Потому-то мы и не слышим об успешных кейсах мобильных сервисов для чтения. Хотя запуски происходят регулярно. И каждый раз начинают с новой строки, как будто это что-то новое.