500 дней с LTE

«МегаФон» в честь 500 дня работы LTE пригласил журналистов для того, чтобы пообщаться. Тема дискуссии была общей — развитие мобильного интернета и LTE, но раз уж на растерзание пришел исполнительный директор по развитию бизнеса на массовом рынке Михаил Дубин, то журналисты воспользовались моментом и расспросили его о судьбе бренда Yota и перспективах развития сети сквозь призму этого приобретения.

Устав отбиваться от вопросов, на которые он не мог дать прямые ответы, Михаил объяснил, что после закрытия сделки «МегаФон» обязательно соберет отдельную пресс-конференцию и расскажет, что же станет и с абонентами, и с тарифами, и с оборудованием «Скартела». Однако, до этого момента из Михаила удалось выудить немало информации, пусть и предоставленной в виде намеков и пространных рассуждений. Так что примите к сведению, что все написанное ниже не является официальной позицией «МегаФона», это скорее информация к размышлению.

Во-первых, «МегаФон» не планирует убивать бренд Yota, по крайней мере в первое время. Объяснение простое — у этого оператора есть абоненты, и они не должны пострадать. Правда, во время обсуждения количества этих абонентов среди журналистов и представителей оператора прокатился нервный смешок, объяснимый тем, что мало кто верит в сотни тысяч абонентов, декларируемых «Скартелом». Во-вторых, тарифы «Скартела», известные тем, что в них отсутствуют ограничения по трафику, останутся — опять же, это скорее всего связано с тем, что абонентов у «Скартела» не так уж и много. В-третьих, продажи останавливаться не будут, то есть теоретически и тарифы, и оборудование будут продаваться. Однако, все мы знаем, что было с тарифом «Все просто», который после того, как проект был признан не самым удачным, но официально не сворачивался — просто SIM-карты с этим тарифом просто исчезли из большинства точек продаж.

Какие можно сделать выводы из этих полунамеков? Скорее всего, после закрытия сделки, кстати, получившей все необходимые одобрения, бренд Yota будет еще жить некоторое время. Как долго зависит от того, насколько абоненты этого бренда будут довольствоваться урванным до поглощения тарифным планом и оборудованием. Наверняка, «МегаФон» сделает так же, как и все операторы после поглощения мелких компаний, приобретаемых больше для частот и арендованных в городе площадей. Тот факт, что капитальные вложения в развитие сети останутся на прежнем уровне означает, что инфраструктуры у Yota либо нет, либо она, как об этом шепчутся не под запись, и без того была построена на деньги партнера. Это вполне возможно, так как доходы «Скартела» при всех раскладах ну никак не позволяли инвестировать хоть сколько-нибудь серьезные деньги в строительство сети. Но это опять же — лишь домыслы, официально «Скартел» был куплен не только из-за частот, но и из-за существующей сети и абонентов.

Было еще очень много вопросов об устранении цифрового неравенства и MNP, но Михаил ловко парировал нападки журналистов, раскусывая их каверзные заходы к скользким темам. Остается лишь сказать, что собственно по теме встречи — развитию LTE — было озвучено две интересные цифры. Во-первых, 15% мобильного интернет-трафика в Москве генерируется именно 4G, во-вторых, средний трафик на абонента 4G – 15-20 гигабайт в месяц. Важным моментом является тот факт, что летом «МегаФон» фактически стер видимую разницу между 3G и 4G абонентами, убрав ограничение по скорости из линейки своих тарифных опций безлимитного интернета. Ориентируясь на озвученный объем трафика, можно предположить, что пользователи именно 4G-устройств подключают в основном пакеты L и XL — в них объем включенного трафика превышает 20 гигабайт.

В целом 500 дней LTE у «МегаФона» вышли явно лучше, чем «500 дней» Явлинского. Сделку по покупке Yota закроют в ближайшие месяцы, после этого станет понятно, как распорядится «МегаФон» королевским по российским меркам ресурсам, а главное, справится ли с ростом трафика его опорная сеть.