Утренняя реплика 11 ноября 2019

Всегда приятно, когда коллеги подтверждают сделанные нами прогнозы. В конце прошлого года мы предполагали, что расходы граждан на связь увеличатся на 10-20 процентов, а сегодня этот прогноз был подтвержден опросом, проведенным нашими коллегами. В следующем году, впрочем, этот тренд усилится, и тому есть ряд причин. Так почему же мы платим за связь все больше? Полноценный прогноз мы планируем опубликовать в конце ноября, следите за прессой, а сегодня попробуем немного приоткрыть завесу и рассказать о нескольких причинах, по которым расходы на связь подросли в этом году.

С самого начала нужно усвоить одну простую, пусть и неочевидную, вещь. Дело в том, что начальные, базовые пакетные тарифы в России одни из самых низких в мире. В ходе многочисленных исследований мы постоянно мониторим этот показатель, благо данные открытые. Так вот, минимальный тариф в зависимости от региона и оператора может стоить сущие копейки — от 150 рублей. И этот тариф будет включать и интернет, и минуты, а иногда даже и SMS. Другое дело, что это действительно базовый тариф — без связи не останешься, но и разгуляться особо негде.

Большая же часть абонентов пользуется тарифами средней ценовой категории, принося операторам 500-600 рублей в месяц. Сегодня с большей степенью вероятности это значит, что у абонента — безлимитный интернет, пусть в ряде случаев и ограниченный. Именно тут возникает диссонанс. Раньше если пакета трафика не хватало, то абонент докупал себе еще немного гигабайт, платя дополнительные деньги. Сейчас получается, что этот источник дополнительного дохода нивелирован. Так почему же мы говорим о том, что рост потребления трафика является одной из причин роста расходов на связь? Все довольно просто.

Когда нас спрашивают, сколько мы тратим на связь, то обычно мы вспоминаем, а сколько денег было закинуто на мобильный счет. Эта сумма отпечатывается именно как оплата связи, но она уже давно включает в себя не только оплату по тарифу. Операторский биллинг позволяет подписаться на музыкальные и стриминговые сервисы, оплачивать парковку и делать иные платежи. У некоторых операторов к мобильному счету привязывается и банковская карта, что увеличивает денежные потоки, проходящие через SIM-карту. Даже магазины приложений позволяют оплачивать всякое именно с мобильного счета. Обычный абонент даже не сможет сходу сказать, какой у него тариф и сколько он стоит. Но стал ли он больше «закидывать на телефон» — ответит легко.

Еще одна причина ползучего повышения расходов — постоянный пересмотр операторами архивных тарифов. С безумием ценовых войн, продолжающих бушевать в ряде регионов, тарифы остаются актуальными все меньше времени и при любой флуктуации цен переносятся в разряд архивных. Ну а с такими операторы не церемонятся. Достаточно вспомнить, как МТС весь этот год последовательно тиранил абонентов архивных тарифов, прикрывая повышение цен «дополнительным объемом трафика». Между тем изменения архивных тарифов всегда производится с целью увеличить выручку с абонентов, пользующихся этими тарифами. В этом году выручку операторы увеличивали за счет последовательного снижения голосовых пакетов и вывода из них звонков на городские номера.

Конечно, есть долгосрочное влияние таких факторов, как пакет «Яровой», инициатива по суверенному интернету, необходимость строить 5G и, соответственно, зависимость от курса национальной валюты. Есть среднесрочный эффект от отмены внутрисетевого роуминга и повышения НДС, ведь операторы не сторонники резкого повышения цен, авось, не в Европе живем, где операторы куда более прагматичны.

Есть и еще один важный фактор. Если 3 сентября — это день, когда горят костры рябин, то 1 января — это день, когда дорожает абсолютно все. В том числе и связь.