Бывший IT-директор X5 Retail Group ушел в рок-музыку, но обещал вернуться [ИНТЕРВЬЮ]

Фабрисио Гранжа после 23 лет работы в информационной отрасли летом прошлого года уволился с поста директора по ИТ X5 Retail Group ради своего музыкального проекта — инфо-рок- группы «Бразилиакальные». Что повлияло на его решение увлечься музыкой, как он шел к этому 23 года, и почему цифровым людям нужно иметь обязательно не цифровые увлечения — в нашем интервью с ИТ-музыкантом.

Ты достаточно давно в теме ИТ, вдруг ты решаешь все резко поменять и заняться рок-музыкой, в то время, когда цифровизация на подъёме и все туда лезут за деньгами. Что повлияло на принятие такого решения?

Фабрисио Гранжа: Все очень просто объясняется. Я начал работать в ИТ 23 года назад. Начинал с достаточно эксклюзивной области и понимал, что надо максимально двигаться вперед, пока у тебя есть силы. Я стал отцом, когда мне было 18 лет, сейчас у меня четверо детей и я готовлюсь стать папой в пятый раз. Несмотря на множество переездов, в течение которых я успел пожить в трех странах, я всегда старался планировать свою жизнь, в том числе и потому что не знал, как долго продлится подъем ИТ-индустрии. В компаниях, когда начинают большой проект, надеются его закончить и больше к нему не возвращаться, чтоб он дальше самостоятельно работал. И все в бизнесе верят, что так и будет, а изменения все равно следуют одно за другим. На этом подъёме я много сделал в Бразилии, потом оказался в России, увидел какие тут инвестиции в розничный бизнес. В России я оказался как консультант SAP в 2005 году, потом стал одним из первых в стране enterprise архитекторов и дошел в конечном итоге до ИТ-директора сети X5.

В 2013 я понял, что будущий тренд это big data и стал развивать проекты в этом направлении, а теперь этим занимаются все. Я принял предложение X5 потому что там многое предстояло изменить, а в какой-то момент я понял, что хожу по кругу и уже не получаю ничего нового.

Ты приехал в Россию с семьей?

Фабрисио Гранжа: Да, но в личной жизни все было непросто. В Москву я приехал с женой, с которой потом расстался, и жил один много лет. Только в 2015 познакомился со своей супругой Еленой. У меня есть дети в Бразилии, США, России.

Дети в трех странах…

Фабрисио Гранжа: Да, я это глобализацией называю (смеется). И благодаря цифровому миру я с ними всегда на связи.

Ты с детьми общаешься на португальском, английском и русском?

Фабрисио Гранжа: Да, но в основном на португальском, чтобы они не потеряли корни.

Ты сам признаешь, что у тебя были неплохие успехи в ИТ, почему же все -таки ушел в музыку?

Фабрисио Гранжа: На самом деле, музыка со мной была всю жизнь, и ушел я не навсегда. Сейчас много не ИТ-специалистов в ИТ-мире и приходится работать с людьми, которые просто хотят «оседлать волну» цифровизаци. И мне как человеку из ИТ нужно было поработать с собой, чтобы понять, как я буду жить в этом новом мире. Я понял, что цифровизация — это больше про людей чем про технику. Технические знания лежат в основе, а вот как собрать команду, как сделать так чтобы людям было интересно — это намного сложнее. Поэтому мне надо было на время выйти и улучшить свою технику управления, а моя рок-группа как раз помогает этому — ведь я понимаю в музыке меньше чем все остальные участники, профессиональные музыканты, но при этом я руководитель. В ИТ всегда было наоборот.

И да, я всегда мечтал заниматься музыкой больше и откладывал это дело на потом. За это время у меня сел голос, я стал терять навыки и чтобы вернуться к любимому делу мне надо было наверстывать. Когда ты много работаешь, у тебя нет времени на музыкальную школу.

То есть увлечение музыкой сейчас — это для тебя следующий шаг, чтобы вернуться в цифру?

Фабрисио Гранжа: Конечно. Я скоро вернусь. Раньше, чем планировал первоначально. В новом качестве и другой роли. Мне сейчас 43 года, 8 марта будет 44. Я очень скучаю по ИТ. И я буду искать какую-то работу, связанную с новой интересной темой. Я не буду работать в том, в чем проявил себя раньше, в том числе в рознице.

Как технически ты думаешь возвращаться в игру?

Фабрисио Гранжа: С момента, когда я покинул X5, многие компании обращаются ко мне. Я общаюсь с директорами, которые хотят диджитализации. Но в большинстве своем рынок еще не готов к инновациям. Люди смотрят на тренды, но они не поняли, в чем суть трансформации. В этот процесс должна быть вовлечена вся компания. «Давай возьмем крутого айтишника и он все нам сделает» — часто можно услышать такое. Есть три типа цифровизации. Первый — это делаем все тоже самое что раньше, но автоматизируемся. Второй — добавляем элементы обработки больших данных, применение искусственного интеллекта — и получаем смарт компанию. Третий тип — это когда сотрудники компании начинают думать в направлении цифровизации. Весь коллектив вовлечен. Когда каждый сотрудник добавляет ценность в компанию и сам существует в цифровом мире. Вот это и есть цифровизация. Не все большие компании понимают, что такое интеллектуальная ценность, которая может быть упакована в сервис.

Какие на твой взгляд существуют трудности реализации планов цифровой экономики в России?

Фабрисио Гранжа: В основном все идет пока нормально. Но главный пункт — это как руководитель видит развитие и что готов в него вкладывать. Нет цифровизации без вовлечения высшего руководства. Уровень цифровизации зависит от количества цифровых людей в компании. Кто-то их называет technic people, я называю их omni people — тот, кто работает над бизнес задачами, но еще знает и цифровые инструменты. Это новые люди. Скоро не айтишников не будет, все будут айтишниками.

А кто же музыку будет исполнять, если все станут айтишниками?

Фабрисио Гранжа: Сейчас уже музыку создают на технологиях. А все остальное — это винтаж.

А ты будешь дальше практиковаться в музыке если вернешься в «цифру»?

Фабрисио Гранжа: Буду сочетать. Музыка — это серьезная работа для мозга. Если ты занимаешься противоположным обычной рутине, это помогает тебе развиваться. Нормальный «цифровой офицер» должен обязательно заниматься чем-то, кроме ИТ. Специализированные функции в будущем выполнит робот, а человек способен комбинировать и совмещать.

То есть из цифрового мира ты не выключился, следишь за событиями и новостями?

Фабрисио Гранжа: Нет, я айтишник и им остаюсь.

Что сказала супруга, когда ты объявил ей что ты теперь больше не ИТ-директор, а музыкант?

Фабрисио Гранжа: Она была рада. Она долго этого ждала.

А как же заработки, как кормить детей на трех континентах?

Фабрисио Гранжа: Я больше двадцати лет это планировал.

Откладывал?

Фабрисио Гранжа: Да

И заключительный вопрос, что ты пил из стакана во время выступления — сок или виски?

Фабрисио Гранжа: Виски.

//Антон Кураш