Презентации Apple с каждым годом становятся всё более предсказуемыми. И дело не в том, что компания не показывает ничего интересного. Просто с годами утечки стали все более достоверными и масштабными. Интрига если и сохраняется, то она, скорее, относится к информаторам — подвели они на этот раз или нет. В этот раз прогнозы оказались довольно точными.
Более того, о том, что новые айфоны задержатся было заявлено официально до презентации. Очевидно, никто не хотел расстраивать акционеров. И это разумный шаг, который, судя по всему, себя оправдал. Но и другие детали были хорошо известны заранее, мы почти обо всем писали ещё летом. Новые часы, равно как и их более бюджетная версия вряд ли кого-то удивили. Про новый iPad Air сообщали весной, ну а о том, когда и как началось производство новых процессоров А14 на TSMC было известно из официальных источников. Изменение комплетации новых устройств мы разбирали в отдельной реплике ещё в начале июля.
Поэтому самым интересным для нас в этом анонсе оказались сервисы. Во-первых, информация о них появилась сравнительно недавно, уже в сентябре. Во-вторых, сервисы такая штука, условия использования которых очень легко изменить в любой момент. Равно как и отменить выход, это всё-таки не многомиллионные партии реального товара.
Акцент на сервисах и подписках хорошо понятен, эта модель к которой стремятся почти все IT-гиганты. Это более прибыльный и более стабильный способ заработка, в отличие от продажи оборудования. Кто-то, как Безос и его команда, поняли это лет пятнадцать назад, запустив Амазон Прайм. А кому-то, вроде Тима Кука, потребовалось потерять некоторую долю рынка, чтобы осознать что ежегодная перепродажа одних и тех же устройств с минимальными изменениями не может длится вечно.
Но с сервисами у Apple особые отношения. Если не брать AppStore, который де-факто является единственным способом установить приложение на айфон, то в активе компании только революционный iTunes, который оказался невероятно успешным. Но на данный момент у него появилось множество конкурентов и лидерство iTunes в обозримом будущем под большим вопросом. На других направлениях дела шли, да и сейчас идут не очень. Взять хоть MobileMe начала нулевых или недавний запуск Apple TV.
Как итог, компания сталкивается с высоким показателем отказов от сервисов, которые, как правило, происходят после очередного списания средств. Люди замечают, что платят за сервис, которым практически не пользуются и отменяют подписку. Отсюда и возникает идея запаковать все в один пакет, чтобы пользователю было сложнее отказаться в будущем.
И тут кроется принципиальное отличие от Амазон Прайм, на который, как пишет Блумберг и ориентировались в Apple. Подписка Прайм выгодна для потребителя финансово в даже тех случаях, когда он пользуется каким-то одним сервисом, например доставкой или покупкой книг. Он предоставляет множество дополнительных возможностей, которые не могут предоставить подписки на те или иные сервисы, даже если они и доступны по отдельности, что тоже не всегда факт. В этом смысле Прайм отдельный уникальный продукт.
В то время как маркетинговая позиция Apple, кажется, уходит корнями в традиции советской торговли. В СССР было такое понятие как «товар в нагрузку»: хотите приобрести новые югославские сапоги? Придётся в комплекте купить две пары противопехотных сандалий отечественного производства. Банку кофе или коробку конфет? Только в составе «праздничного» набора, вместе с изумительной плодоовощной продукцией и консервированной килькой, запах которой мог распугать котов в радиусе сотен метров.
Иначе сложно объяснить такой подход — кроме чисто символической скидки на не самые популярные сервисы Apple One не предлагает пользователям никакой дополнительной ценности. И если в ближайшее время компания не добавит различных бонусов и возможностей, то поддерживать продажи вряд ли получится чем-то, кроме демпинга, как это уже случилось с Apple TV.