Отменялы

Фото StarGladeVintage/pixabay.com (Pixabay License)

Чиновники очень любят придумывать броские названия своим инициативам. Дмитрий Анатольевич Медведев, лоббируя запуск переноса номера от одного оператора к другому, назвал MNP «отменой мобильного рабства». Но, как это водится с инициативами чиновников, был важный нюанс — переносить номер можно было внутри региона. Если проблему любителей искать тариф подешевле это и решало, то чаяний большинства граждан инициатива не оправдала. Потому что при переезде из одного региона в другой — на работу, учебу, пенсию, не важно зачем — номер с собой перевезти было нельзя. Десять лет назад с таким раскладом можно было смириться — уехал, сжег мосты, сменил номер. Сегодня к мобильному номеру привязана практически вся цифровая жизнь, и переезд в другой город становится суровым испытанием: номер за собой перетащить нельзя, а значит нужно оформить новый и заменить номер во всех сервисах — от банков и госуслуг до мессенджеров и социальных сетей.

Проблема переноса номера между регионами лежит в прошлом. Номера до сих пор выделяют операторам с привязкой к региону. Если вы захотите приобрести SIM-карту с саморегистрацией на Ozon, то увидите, что там обязательно указан регион. Конечно, у нас отменили роуминг, но отменили его примерно так же, как «мобильное рабство» — с определенными нюансами. Голосовая связь в этом «отмененном» роуминге тарифицируется по-особенному, а операторы вполне могут приостановить обслуживание, если SIM-карта по истечению определенного времени — у всех по разному — не вернется в «домашний» регион. В результате единственным вариантом становится оформление SIM-карты в новом регионе проживания. Ну, если вы не хотите вечно играть с оператором в прятки.

Отменить эту порочную практику можно, но есть два серьезных нюанса. Первый — стоимость связи, она сильно отличается от региона к региону, и если завтра взять и ввести единый федеральный тариф, то получится, что в некоторых регионах связь будет ощущаться сильно дороже, а в других — сильно дешевле. Виной тому разный уровень дохода. Если в Москве идут дискуссии о том, считать ли дорогим вино по полторы тысяче рублей за бутылку, то в регионах смотрят на эти дискуссии с нескрываемой злобой. Разница в доходах означает, что и расходы ощущаются по-разному. А значит «федерального» тарифа можно и не ждать.

Второй нюанс — регламенты и правила, чтобы сделать возможным перенос номера из одного региона в другой нужно менять все эти бумажки на новые. Операторам, как ни странно, это на руку — сегодня номерная их емкость разбросана по регионам, и нередко случается так, что в одном регионе ощущается ее нехватка, а в другом — избыток. Отсюда и постоянно растущее количество мертвых душ, ведь надо как-то показатели балансировать, а то премию не дадут. Уничтожение барьеров позволит операторам использовать более гибкий подход, а при переезде абонента оставлять его в своей экосистеме.

Нам видится простое решение — уничтожение архаичного подхода к выделению номерных емкостей с жесткой привязкой к региону, но сохранение тарифного образования с региональной привязкой. Так абоненты смогут переезжая из региона в регион сохранять свой номер, а операторам не придется вводить некие «федеральные» тарифы, что неизбежно приведет к тому, что все — без исключения — абоненты будут платить еще больше за связь. Так было с отменой роуминга, так и будет всегда, когда за дело берутся чиновники под лозунгом «долой рабство».