О том, как мексиканцы вытесняют с рынка операторов США

Есть такой оператор, America Movil. Не смотря на низкую известность бренда в мире, этот оператор является крупнейшим в Латинской Америке и занимает 4 место в мировом рейтинге операторов. В общей сложности сегодня он обеспечивает связью около 183 млн. абонентов, причем работает преимущественно в сегменте pre-paid, что значительно расширяет потенциальную абонентскую базу. Учитывая специфику контингента, входящего в подконтрольную оператору зону, наибольший упор делается на тарифы с дешевыми звонками и SMS, тогда как дополнительным услугам отдается меньший приоритет. И вот случилось страшное — мексиканцы пришли в США. И не просто пришли, а совсем по-русски, в духе TELE2, ударили по ценам со всей дури.

В среднем ARPU американского абонента не превышает 60 долларов в месяц. Например, абоненты оператора Sprint, сеть которого работает по технологии CDMA, во втором квартале 2009 года тратили в целом 56 долларов в месяц, из которых около 19 долларов приходились на дополнительные услуги. Абоненты GSM-оператора AT&T в том же периоде тратили поменьше, 51 и 15 долларов соответственно. Оператор America Movil под маркой Straight Talk предложила откровенно демпинговые тарифы, а именно за 30 долларов в месяц абоненту дается 1000 минут, 1000 SMS и 30Mb трафика. За 45 долларов можно и вовсе забыть про ограничения на минуты и сообщения, лишь трафик так же будет ограничен 30 Mb.

Секрет бизнес-модели кроется в условиях использования тарифа Straight Talk. Дело в том, что оператор кроме платы за пакет не берет ничего, то есть если ваши минуты кончились, то придется брать новый пакет и вновь платить 30 долларов. При этом, конечно, неистраченные услуги просто сгорают. Но если приглядеться, то выгода, как для оператора, так и для абонента очевидна. Оператор экономит на том, что не выговорили абоненты, абоненты откровенно экономят на голосовой связи (у абонентов AT&T, к примеру, MOU во втором квартале составил 703 минуты). Учитывая, что целевая аудитория предложения мексиканцев — низкодоходные слои населения, можно с уверенностью сказать, что США ожидает потрясения сопоставимые с российскими регионами, куда приходит TELE2 с тарифами «все по копейке». Эффект PR так же можно сопоставить с выводом на московский рынок оператором «МегаФон» тарифного плана «Просто». Стоит ли говорить, что если у нас «Просто связь» пришлось активно рекламировать, то Straight Talk было достаточно лишь сюжета CNN.

Наверное, мы не дождемся адекватного предложения, сравнимого со Straight Talk у нас, в России. Хотя оно пошло бы у нас не хуже, любой, кто пытался разобраться в тонкостях ценообразования минуты на каком-нибудь тарифе «большой тройки», с удовольствием бы согласился платить конкретную цену за конкретный набор услуг без каких-то дополнительных условий, отмеченных многочисленными звездочками со сносками мелким шрифтом. Но видимо, сие светлое будущее застанут наши дети, надеемся, что именно дети, а не внуки.