В Москве в Marriott Royal Aurora Hotel состоялось масштабное событие в области телевидения. Более семидесяти представителей крупнейших телеканалов, провайдеров платного телевидения, онлайн-кинотеатров, продюсерских студий, звукозаписывающих компаний, исследовательских организаций, СМИ, а также образовательных учреждений собрались на конференции «Рынок телевидения и on-demand сервисов в России», организованной Json & Partners Consulting совместно с Европейской Аудиовизуальной Обсерваторией.
Открывали мероприятие Заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев и Исполнительный директор Европейской Аудиовизуальной Обсерватории Вольфганг Клосс. Подобные встречи, посвященные обзору состояния аудиовизуальной отрасли в странах Европы, проводятся Обсерваторией каждый год.
Директор департамента телекоммуникационного консалтинга Json & Partners Consulting Александр Шуголь представил презентацию отчета «Рынок телевидения и on-demand сервисов в России», подготовленного по заказу Обсерватории.
Особое внимание в докладе было уделено классификации ТВ-сервисов и услуг, разработанной в Json & Partners Consulting на основе стандартов Европейской Аудиовизуальной Обсерватории. В связи с ускорением развития технологий, появлением новых сервисов рынок наполнился большим количеством разновидностей ТВ-услуг, разделяемых по типу устройств и систем.
Дополнительное измерение телевидению придает и грядущий переход России на цифровое телевещание. Эксперты Json & Partners Consulting полагают, что повсеместное внедрение цифрового ТВ приведет к появлению социального ТВ, которого в «чистом» виде сейчас не существует.
Вместе с тем остается много нерешенных проблем, которые тормозят повышение качества, разнообразия российского телевидения. Среди них вопросы выбора систем условного доступа, обеспечения приставками льготных категорий граждан и общей слабой информированности населения.
В то же время существует и ряд положительных моментов, которые могут поднять Россию в глазах будущих цифровых телезрителей. Так, в линейке оборудования для просмотра ТВ (приставки set-top-box) хорошо представлены российские производители, что является, по сути, единственным примером удачного выхода на рынок отечественной телекоммуникационной продукции.
Если рассматривать тенденции, которые сейчас происходят на рынке, то после ощутимого спада продаж приставок после кризиса, который продолжает сказываться на выручке, происходит постепенное восстановление потребления в натуральном выражении, которое в конце 2011 года превысит докризисный уровень на 11%.
В сегменте мобильного ТВ прогнозируется ежегодный уверенный прирост абонентской базы, которая к 2016 году должна достигнуть почти 6 млн чел. или 4% от абонентов сотовой связи. Такие прогнозы основаны, прежде всего, на востребованности мобильной трансляции спортивных событий, права на которые приобретаются операторами «большой тройки», и выходе мобильного телевидения из категории премиальных сервисов.
Территориально наибольшее количество пользователей мобильного ТВ сосредоточенно в ЦФО, ПФО и СЗФО.
Неэфирное (платное) ТВ продолжит рост, во многом благодаря активности российских спутниковых операторов («Триколор ТВ» и др.), предлагающих за сравнительно низкую стоимость подписки достаточно широкий пакет телеканалов. Также часть подписчиков огромной базы социального ТВ переходят на пакеты телеканалов спутниковых операторов.
Пытается нарастить абонентскую базу и относительно новый сегмент платного ТВ — IPTV, который обладает широкими возможностями интерактивных сервисов, но по-прежнему сохраняет высокую плату за доступ к контенту. Количество российских подписчиков IPTV к первой половине 2011 достигло лишь 0,7 млн чел, что составляет 4% от общей базы платного ТВ. Поменять ситуацию может компания «Ростелеком», которая активно развивает IPTV в своих макрорегиональных филиалах: увеличивается число телеканалов, добавляются бесплатные услуги, закупаются лицензии.
IPTV стало отправной точкой развития закрытых систем нелинейного ТВ в России — услуг «видео по запросу» (VOD), основными бизнес-моделями которых являются «плата за просмотр» (PPV) и «подписка» (SVOD). Практически все крупнейшие российские операторы платного ТВ, а также мобильной связи имеют в активе этот сервис, позволяющий выбирать фильмы из единого либо тематического каталога провайдера.
Трудности с приобретением прав на контент, необходимость вносить потребителю двойную плату (провайдеру за доступ к контенту и за сам фильм) делают на настоящий момент услугу VOD неконкурентоспособной с аналогичным по принципу работы сервисом в открытых системах — other the top (OTT),в котором контент доступен любому пользователю Интернет: в телевизорах Smart TV (например, Yota Play), на видеопорталах (в т.ч. бесплатных — Ivi, Tvigle, Zoomby), в мобильных телефонах (Omlet.ru, Trava.ru). Новая стратегия вещания предполагает движение от бизнес-модели one-to-one («закрытая сеть — закрытое устройство») к бизнес-модели many-to-many («закрытая и открытая сеть — закрытое и открытое устройство»).
Исключение из цепочки поставки контента медиасервис-провайдера значительно удешевляет стоимость услуги и дает возможность впустить на рынок большее количество производителей контента. Сервис позволяет извлечь максимум информации о потребителе, а также эффективно проводить таргетированные рекламные кампании с высоким CTR. Особенно этому будет способствовать развитие телевидения в социальных сетях (social TV), которое уже получило широкое распространение на Западе. Поставщики услуг по запуску интерактивного телевидения внедряют стратегии взаимодействия с пользователями Facebook, Twitter, появляются интерактивные шоппинг-сервисы и т. п. Хорошие перспективы интерактивным сервисам придает масштаб рынка видеопросмотра: на данный момент в России одна из самых больших онлайн-видеоаудиторий: на июнь 2011 года насчитывалось 41 млн человек, в то время как, например, в Великобритании около 34 млн, а во Франции 40 млн.