J’son & Partners Consulting исследовал перспективы NextGenTV

Компания J’son & Partners Consulting представляет краткие результаты исследования «Телевизоры будущего: NextGenTV». В исследовании использовались собственные материалы J’son & Partners Consulting, прогнозы других крупнейших консалтинговых и аналитических агентств, мнения авторитетных отраслевых экспертов, представленные крупнейшими производителями телевизионной техники концепты новых моделей.

Глоссарий

GUI (Graphical user interface) — Графический интерфейс пользователя
HbbTV (Hybrid broadcast broadband TV) — Гибридное телевидение (вещание+интернет-доступ)
OTT (Over The Top) — Доставка видеосигнала по неуправляемой сети Интернет
STB (Set-Top-Box) — Цифровой ресивер
UGC (User Generated Content) — Любительский контент, создаваемый самими пользователями
Агрегатор — Организация, предоставляющая зрителям контент под собственным брендом
Линейный контент — Система предоставления контента, когда одинаковый контент вещается для всех телезрителей сразу
Нелинейный контент — Система предоставления контента, когда каждый телезритель самостоятельно выбирает контент и время доступа к нему
Оператор — Организация, осуществляющая техническую доставку контента до терминала
Терминал — Устройство, обеспечивающее прием (декодирование) видео

Введение

Взаимовлияние ТВ и Интернета постоянно усиливается. Устройства NextGenTV приводят к их интеграции.

Производители и разработчики преследуют цель воплотить уже существующие модели взаимовлияния (например, коллективное выставление рейтингов с помощью социальных сетей), перенеся их с внешних устройств (PC, планшеты, смартфоны) непосредственно на телеэкран. Другим важным направлением является перенос собственно интернет-видеосервисов (таких, как YouTube) в телевизор. Третьим направлением является развитие контента, не связанного с видео (в первую очередь, игр).

С точки зрения потребления контента, усиливается роль нелинейного видео. Также растет число терминалов, на которых можно смотреть видео, в том числе и телевизионные программы (ТВ, компьютеры, ноутбуки, планшеты, смартфоны). Также происходит разделение источников контента на три потока: контент, поступающий к пользователю посредством вещания, контент в сети Интернет и собственный пользовательский контент (медиахранилища, DVD и Blu-Ray, контент с мобильных устройств и т.п.)


Важнейшим изменением, произошедшим в двухтысячные годы, стал рост емкостей встроенной памяти (в 2012 г. среднее медиахранилище занимает 1 Тб), рост скоростей ШПД (проект Google Fiber в США предоставляет доступ на скорости 100 Мбит/с), а также цифровизация телевидения. Дальнейшее развитие этих трех источников контента будет продолжаться.

В первую очередь, расширится спектр устройств — носителей контента. Если еще в конце прошлого десятилетия основным источником пользовательского контента оставался компьютер или ноутбук, а также видеоплеер, то в наши дни большой памятью располагают смартфоны, планшеты, DVR, различные медиаплееры, а также ставшие более доступными съемные карты памяти.

Расширяется список устройств, подключенных к интернет-сети. Теперь это не только ноутбуки, компьютеры и такие приставки, как TiVo, которые были доступны и в 2000-е, но также все мобильные гаджеты (смартфоны, планшеты), операторские STB, OTT-приставки и медиаплееры, и, наконец, телевизоры (Smart TV). Помимо этого существует дополнительные способы доступа в Интернет. Повсеместно распространенным становится Wi-Fi-доступ и сети 3G.
Цифровое ТВ также расширяет свое присутствие. Развиваются операторские STB с функциями записи и предоставлением дополнительных сервисов, широкое распространения получает европейская инициатива HbbTV, увеличивается количество и качество телевизоров. Также постоянно растет число каналов, в том числе вещающих в HD, появляются каналы, постоянно вещающие в 3D. Все это ведет к увеличению времени, затрачиваемому на просмотр ТВ.

С точки зрения коммерческой составляющей телевизионного бизнеса, все эти тренды несут три главных изменения. Первое — это изменение в структуре доходов каждого звена в цепочке доставки контента, включая фрагментацию рекламных доходов. Второе — это рост количества доступного бесплатного контента, в том числе и высококачественного, что затрудняет задачу по увеличению ARPU платными операторами. Третье — это постоянная необходимость тратить средства на различные технологические инновации, в том числе — на интеграцию с растущим числом сопутствующих устройств (для телевизоров такими являются в том числе мобильные гаджеты).

Несмотря на конкуренцию со стороны альтернативных видеотерминалов, телевизоры по-прежнему играют доминирующую роль в потреблении видеоконтента. Телевизоры нового поколения (или NextGenTV) учитывают все обозначенные выше тенденции и тренды. Благодаря этому телевизор будущего займет свое место среди таких устройств, как смартфоны, планшеты и PC и станет четвертым в линейке «умных устройств».

Общие тренды в развитии телевизоров

Главная особенность телевизоров будущего — интеграция телевизионных и интернет-принципов. Влияние компьютерной и интернет-среды не ограничивается только контентом, а включает в себя целый комплекс тенденций.

Среди данных тенденций можно назвать следующие:

  • использование компьютеризированных меню;
  • использование баннеров, виджетов и др. интерактивных элементов экрана;
  • использование продвинутой навигации;
  • использование внешнего накопителя контента (HDD-диска и т.п.);
  • интеграция с другими устройствами (смартфонами и планшетами);
  • объединение медиафункционала и игрового функционала.

Совокупность данных трендов делает телевизор будущего устройством, более похожим на другие цифровые устройства пользователя: PC, планшет или смартфон. В соответствии со своими характеристиками (в первую очередь, большой диагональю экрана и высоким разрешением) телевизоры будущего будут занимать особое место в ряду смарт-устройств.

Преимущества телевизора в будущем пространстве смарт-устройств

Большие размеры делают телевизор наиболее благоприятным устройством для просмотра видео, в том числе и нелинейного, что уже отразилось на перемещении аудитории OTT-услуг с PC на Smart-TV. Телевизоры будущего, обладающие разрешением 4K, позволят просматривать 3D-контент без специализированных очков, что также принципиально выделяет эти устройства среди других «умных экранов». Наконец, телевизоры являются не личными устройствами, как смартфоны и планшеты, а устройствами для всей семьи, что сохранится и в будущем и будет по-прежнему способствовать популярности этих устройств у рекламодателей.

Пользовательский интерфейс и управление

Многочисленные инновации в принципах управления, внедренные в смартфонах и планшетах, а также в игровых консолях, будут находить свое применение и в телевизорах будущего. Однако и здесь сохраниться специфика телевизоров: управлять ими будут по-прежнему на расстоянии, и роль пульта дистанционного управления будет главной. Дополнительные методы управления — с помощью жестов или голоса — найдут ограниченное применение в отдельных функциях. Эволюция пультов будет главным образом связана с эволюцией GUI.

Уже сейчас существует два главных тренда в развитии ПДУ. Первый связан с появлением сложных пультов, дающих доступ ко всему функционалу ТВ. Второй связан с максимальным упрощением пульта (базовые кнопки), что подразумевает наличие более развитого GUI. В связи с важностью обоих трендов некоторые производители оснащают базовый комплект поставки телевизора сразу двумя пультами — сложным и простым.

Инновационная реклама

Новые методы рекламы, очень важные в мобильных устройствах, находят свое применение и в телевизорах будущего. Баннеры, виджеты, интерактивные элементы, многочисленные меню — все это новые потенциальные площадки для размещения рекламы. Традиционная телевизионная реклама может быть удачно связана с интерактивной инновационной рекламой, которая будет усиливать ее, что позволит телевизионной рекламе доминировать и дальше.

Работа с подключенными устройствами

Ситуация, в которой телевизор является конечным терминалом для большого количества устройств, характерна и для сегодняшнего дня. В будущем количество подключенных устройств будет только расти, что потребует создания более легко интегрируемых устройств. Помимо развития соответствующих технологий и специализированных протоколов, с помощью которых различные устройства будут соединяться друг другу, важную роль приобретают универсальные устройства, дающие разнообразный функционал. Сегодня такими устройствами являются игровые консоли, позволяющие как играть в игры, так и проигрывать диски, а также получать контент из сети. В будущем такими устройствами будут сами телевизоры.

Изменение в сфере контента

Но основной особенностью телевизоров будущего должна стать их готовность работать с большим количеством телеканалов. Предложение цифровых телеканалов постоянно растет, в будущем точно также будет расти число доступных HD-каналов. Телевизор должен обеспечивать легкий выбор среди широкого числа каналов, в том числе и благодаря рекомендациям (электронный программный гид), а также возможности отложенного просмотра (записи программ на встроенный накопитель).

Рост числа каналов обеспечит новые условия конкуренции. Уже сегодня роль «первых кнопок» ослабевает за счет остальных каналов. В будущем основные каналы должны будут прилагать усилия, чтобы сохранять свое доминирования и высокие рекламные доходы. Одним из методов сохранения влияния является европейская инициатива HbbTV. Каналы будут давать пользователю не только картинку в высоком качестве и более уникальный контент, но также доступ к дополнительному контенту одновременно с передачей — тексту рецепта в кулинарной передаче, списку игроков во время футбольного матча и т.п.

Такой же важной задачей будет предоставление доступа к нелинейному контенту. Здесь каналам придется сталкиваться с альтернативными агрегаторами контента — специализированными приложениями OTT. Помимо этого линейное и нелинейное видео от агрегаторов будет вступать в конкуренцию с видео, которое есть у самого пользователя (на внешнем носителе, встроенной памяти, Blu-Ray-диске и т.п.). Эти тенденции заставят поставщиков контента бороться за потребителя, в том числе и используя особенности той или иной модели телевизора, — например, продвигая свое собственное приложение на платформе Smart TV. Таким образом, особенности телевизоров будущего заставят измениться традиционные цепочки доставки контента до телезрителя.

Заключение

В целом, телевизоры будущего будут в большей степени устройствами пользователя, нежели устройствами для простого приема каналов. Кастомизация за счет использования различных способов управления, меню и разнообразных источников контента с нескольких устройств приведет к усилению роли пользовательского выбора. Эта ситуация будет неизбежно отличаться от сегодняшней, когда телевизор используется для заппинга (простого переключения между каналами). В ближайшем будущем пользователь будет выбирать не между каналами, а между линейным ТВ, нелинейным видео (из различных источников — начиная от DVR и заканчивая OTT), другими медиа (фотографиями, сайтами, музыкой), а также приложениями и играми. Значительная роль линейного ТВ будет сохраняться, однако роль пользователя значительно увеличится, что потребует традиционных игроков телевизионного рынка пересмотреть свои стратегии в области подбора контента, программирования вещания, брендинга, продаж рекламы и в других сферах.