Cardberry (фото предоставлено компанией)
Акселераторов и конкурсов стартапов сегодня проходит столько, что уследить за всеми нет никакой возможности. Зачастую — и желания. Проблема в том, что в большинстве своем стартапы в России остаются лишь идеями, редко доходя до работающего прототипа. Те, кто все-таки смог создать работающий пилотный образец своего устройства, провести пилотный запуск технологии или сервиса, также исчезают с небосклона. Недавно Rusbase опубликовал список жителей кладбища стартапов, и прочитав его можно схватиться за голову: «ну как, как в этот бред вкладывали десятки и сотни тысяч долларов?».
В Сколково прошел финал акселератора GenerationS, заявки на 7 потоков, разделенных по темам, подали тысячи молодых и не очень компаний со всей России. Перед церемонией награждения победителей посетителям предлагалось ознакомиться с 35 финалистами, по пять на каждое направление, но на выделенных стендах присутствовало не более десятка компаний. Учитывая нашу специфику, было принято решение пообщаться с победителями направлений Telecom и SmartCity, но по факту без слез и смеха можно рассказать лишь о проекте Cardberry, победившем в своей номинации, но не удостоившийся главного приза акселератора. Про прокат самокатов, извините, рассказывать в приличном обществе как-то даже смешно, а на карточку, заменяющую все карты лояльности разом, стоит потратить время и внимание.
Что такое Cradberry? Это карточка и док-станция. В самой карточке есть Bluetooth, светодиод и начинка, способная запрограммировать магнитную ленту и передать через диод штрих-код. Питание в течение 10 часов беспрерывной работы обеспечивает встроенный1 аккумулятор на 25 mAh, но карточку можно включать именно в те моменты, когда нужно предъявить ее на кассе или передать на нее информацию конкретной дисконтной карты. Сама информация обо всех картах хранится в облаке, а доступ к ней и передача информации на саму Cardberry производится со смартфона, из специального приложения.
Прототип решения, рабочий экземпляр
Уникальность гаджета в том, что он универсален и пригоден для всех программ лояльности, в которых используются карточки с магнитной полосой или штрих-кодом. В первом случае Cardberry программирует свою магнитную полосу, в другом случае — моргает светодиодом, передавая двоичный штрих-код. Представители компании продемонстрировали мне весь процесс, включая сканирование штрих-кода, передаваемого таким оригинальным способом, и вынужден признать — все это работает, причем здесь и сейчас. Удивительно не только слышать о том, как корабль по имени «стартап» готовится бороздить просторы вселенной, но и увидеть, что есть первые результаты.
Помимо самой карточки, покупатель получает док-станцию, в которую встроен кард-ридер для карточек с магнитной полоской. Дело в том, что перед использованием Cardberry нужно занести данные о своих картах лояльности в свою учетную запись. С теми картами, которые используют для идентификации штрих-код, все просто — достаточно их сфотографировать. Карточки с магнитной полосой надо прокатить через ридер на док-станции и сфотографировать QR-код, высвечивающийся на мини-экране — он содержит ту информацию, которую ридер считал с магнитной полосы карты лояльности, и которую Cardberry запишет на свою полоску, когда вам понадобится ею воспользоваться в магазине. Конечно, док-станция используется и как зарядка самой Cardberry.
Карта Cardberry в разрезе
Наконец, центром управления сервисом является приложение. Пользоваться им придется в трех случаях. В первом вы заносите свои карты лояльности в свою учетную запись, во втором — передаете информацию о нужной вам в данный момент карточке на Cardberry (и после этого отдаете ее на кассу), в третьем — делитесь (или просите у друзей) карточками. Да, теперь даже если у вас нет «золотой» карты покупателя, ее можно позаимствовать у того, у кого она есть.
Компании уже два года, за это время она успела потратить миллион долларов от частного инвестора, выпустить работающий прототип, провести полевые испытания и пару раз наступить на грабли предшественников. Например, год назад Cardberry попыталась провернуть что-то наподобие кампании Kickstarter на Habrahabr и собрать денег за предзаказы. В то время они предлагали всем, кто заплатит здесь и сейчас 1000 рублей, карточку, но потом наступил декабрь, курс рубля «слегка» упал, и компания честно призналась — такую цену удержать не получится. Впрочем, всем, кто захотел, деньги вернули, а те, кто решил подождать, получит карточку без каких-либо доплат. Сегодня Cardberry предлагает оставить предварительную заявку на покупку карточки, а ее коммерческая цена выросла до 100 долларов.
Главной проблемой проекта остается относительная сложность реализации сервиса. Упростить его, может, и можно, но вряд ли это пройдет без снижения функциональности. Пользоваться такой карточкой придется учиться, а этого делать никто из активных шопоголиков не любит. Конечно, найдутся поклонники передачи «купономания», профессиональные участники программ лояльности, которые выжимают из них максимум, но массовая аудитория менее искушена в нюансах экономии. Для большинства программы лояльности — приятный знак внимания со стороны магазина, заработать на этих баллах и рублях такая аудитория не стремится. Получается, что потенциальных покупателей карточки Cardberry не так много, но это вовсе не отменяет категорию «интересный подарок» — к 8 марта, на Новый год, день рождения, да мало ли поводов подарить девушке приятный и интересный гаджет?
Первая партия технологической начинки Cardberry (фото предоставлено компанией)
Однако, Cardberry все еще остается классическим стартапом и ищет дополнительные 1,2 миллиона долларов на увеличение производственной мощности до 25 тысяч комплектов в месяц. Простая арифметика позволяет предположить, что, в случае продажи этих комплектов и при обещанной стартапом маржинальности, инвестиции отобьются за 1,5-2 месяца, но очереди из денежных мешков не наблюдается. Более того, на финале конкурса жюри предпочло отдать главный приз проекту «лекарство от рака», что больше характеризует Сколково, чем сам проект. Впрочем, одно из призовых мест занял и проект проката самокатов. Глядя за окно и видя совершенно сказочный снегопад, невольно думаешь: «да, прокат самокатов — это то, чего не хватает России здесь и сейчас. Сначала — чудесное исцеление от рака, а потом сразу — на самокат».
Всего несколько месяцев назад Cardberry стал резидентом технопарка «Сколково». В рамках этой структуры Cardberry получит помощь в подготовке к выходу на площадку сбора инвестиций Kickstarter, и есть подозрение, что все у них получится. Ну а что будет с самокатами… Почитайте «200+ мертвых российских стартапов», самокаты — не самый безумный проект, получивший деньги от фондов и акселераторов.