Зачем Россвязи база IMEI?

Коллеги из «Коммерсанта» узнали, что федеральное агентство связи (Россвязь) задумала создать базу IMEI-номеров мобильных устройств. По задумке чиновников, такая база помогла бы блокировать похищенные или ввезенные в страну нелегально смартфоны и планшеты. Операторы к инициативе отнеслись со скепсисом, что неудивительно: исполнителем Россвязь хочет в очередной раз назначить ЦНИИС, организацию, которой уже отдали реализацию MNP. Да и если бы чиновники действительно хотели бы бороться с воровством смартфонов, то ничто не мешало создать необходимый механизм много лет назад. Благо, опыт имеется.

В Новой Зеландии местный аналог Россвязи запустил такую базу еще в 2014 году. Любой покупатель телефона мог «пробить» IMEI-номер и узнать всю историю устройства. В Южной Корее разработали специальный механизм под названием «рубильник смерти», позволяющий в любой момент превратить в кирпич украденный смартфон. После некоторых юридических разбирательств, аналогичный инструмент появился в США. В России же, прикрываясь заботой о потребителях, хотят использовать базу IMEI для того, чтобы придушить интернет-торговлю смартфонами.

Чем дальше за Урал, тем чаще можно увидеть в руках китайские смартфоны. И пусть соответствующие производители имеют в России и представительства, и официальных дистрибьюторов, львиная доля китайских смартфонов покупается в интернет-магазинах и ввозится в Россию в обход установленных для местных ритейлеров правил. Такие смартфоны называют «серыми», в них могут содержаться вредоносные программы, они могут и вовсе не дойти до получателя и быть похищенными еще в пути, но дисконт в 30-60 процентов к российским ценам на те же устройства перекрывает все риски. И, видимо, государство решило всерьез заняться этим каналом поставок.

В любой подобной инициативе важно, кого назначат ответственным. Кто именно будет вносить данные в базу и, соответственно, отвечать перед ведомством. В конце 90-х такой проблемы не стояло: покупателю мобильного телефона требовалось получить специальное разрешение на его использование. Сегодня реализовать такую механику наполнения базы IMEI нереально: в России продаются десятки миллионов мобильных устройств. Остаются еще два участника цепочки, одним из которых придется отвечать за все.

Операторы связи очень аккуратно комментируют инициативу Россвязи и намекают, что вопрос не в самой базе IMEI, а в механизмах взаимодействия с этой базой. Их опасения понятны: руководитель ЦНИИС уже продемонстрировал свой уровень понимания проблемы. Комментируя «Коммерсанту» инициативу Андрей Грязев заявил, что номера IMEI могут заноситься в базу при первой регистрации в сети. Любому причастному к проблеме понятно, что если уж и заносить IMEI в базу, то никак не на стадии использования. Ничто не мешает обязать ритейл заносить в базу данные о проданном устройстве или даже о ввезенных в Россию партиях смартфонов. Но тогда ответственность будет на ритейле, а этого в Россвязи и ЦНИИС, похоже, допустить не хотят. Куда удобнее назначить крайними операторов.

О том, что инициатива Россвязи не имеет ничего общего с борьбой с воровством мобильных устройств говорит и тот факт, что «аппараты, ввезенные в страну до введения регулирования IMEI, могут продолжать работать». В ходе опроса, проведенного в Telegram-канале Content Review, выяснилось, что 47% респондентов пользуются старой моделью смартфона, а 35% — моделью предыдущего по отношению к новому поколением смартфонов. Получается, то 82% потребителей предпочитают приобретать старые модели или смартфоны со вторичного рынка. По оценке «Связного», в первом полугодии продажи смартфонов в Москве сократились на 8%, а всего в России было продано чуть больше 12 миллионов смартфонов.

Но нет повода для беспокойства. Когда за дело берется ЦНИИС, сроки введения в эксплуатацию баз данных растягивается на годы. Простым же людям всегда остается работающий и проверенный годами способ борьбы с воровством: обращение в полицию. Если есть документы, подтверждающие собственность (чек) и IMEI смартфона, то полиция посылает соответствующие запросы операторам связи, а те, в свою очередь, блокируют смартфон. Почему бы не автоматизировать и облегчить уже сложившуюся практику — непонятно.

Хотя все понятно. Оптимизация — это не создание, больших денег на этом не освоишь.