Смартфоны станут дороже

В последнее время мы стали меньше уделять внимания не только всевозможным так называемым законотворческим инициативам, но и документам, которые смогли полностью пройти законодательный тракт и вступить в силу. Причин этому две. Первая заключается в том, что законопроекты стали дублировать друг друга. Ведь часто оказывается так, что новый закон принимается потому, что старый, схожий по своей сути, попросту не смог решить декларируемых задач. Выпуск новой версии с ещё более диковатыми формулировками и ошибками в тексте, при всём, как говорится, уважении, вряд ли можно считать событием заслуживающим отдельного разбора.

Вторая причина заключается в особенностях правоприменительной практики. Все очень хорошо понимают, что в реальности требовать исполнения тех или иных норм, от, допустим Ростелекома, и какого-нибудь негосударственного оператора будут очень по-разному. И в этом факте, к сожалению, тоже нет ничего нового.

Вообще, есть ощущение что за последние годы, по крайней мере, в сфере ИТ и телекоммуникаций, законотворческая деятельность стала больше похоже на шоу-бизнес и продвижение интересов некоторых игроков рынка, а не на планомерную и системную работу по регулированию отрасли.

Поэтому мы оставили без внимания очередной перенос обязательной предустановки отечественного ПО на смартфоны. Ну, решило министерство перенести на праздничную дату 1 апреля это знаменательное событие. Не в первый раз. Все, что мы хотели сказать на этот счёт, мы опубликовали ещё до начала пандемии. Но читатели, а также некоторые коллеги, уже успели забыть о том, что такой закон был принят и стали задавать вопросы.

Интересно, что в далёком 2019-м, большинство опасений были связаны с государственной слежкой и контролем за смартфонами пользователей. Но события 2020 года отодвинули эти опасения на второй план. Сейчас большинство видят в этом попытку передела рынка и подготовку к блокировке иностранных интернет-сервисов. И это уже более трезвая оценка ситуации, нежели мрачные конспирологические теории.

Экономические мотивы создания закона более чем очевидны. И судьба подобных инициатив типична. Прямые, как лом идеи замполитов пенсионного возраста «о наведении порядка» болтаются в невесомости до тех пор, пока не попадают в гравитационное поле государственной думы. И уже там, под воздействием силы чудовищной алчности превращаются в затейливые конструкции, которые позволяют невозбранно перекачивать деньги из одного кармана в другой.

Почему это требование о предустановке вызовет подорожание смартфонов в российской розинице? Дело в том, что процедура предустановки для производителя железа стоит денег. Она, как минимум, требует затрат времени инженеров и задействует инфраструктуру компании. Рассуждения о том, что «добавить софт в прошивку можно за пару часов» ведут люди, которые, очевидно, сами не собирали ни одной прошивки, не говоря уже о прохождении всех стандартных процедур перед выпуском обновления ПО для массового продукта.

Но это, действительно, не самая влияющая на подорожание процедура. Несколько более затратным является решение логистических проблем вызванных новыми требованиями. Но и они меркнут перед потерями платежей от разработчиков софта. Это очень существенная статья доходов. Даже для Apple. К примеру, за предустановку даже не приложения, а просто поиска по умолчанию на яблочных устройствах Google платит около 11 миллиардов долларов ежегодно.

Платежи от сторонних разработчиков больше всего позволяют снизить цену на самые дешёвые смартфоны, так называемые устройства первой цены. Доля таких платежей может составлять до четверти от цены аппарата. Получается, что Мэйл.ру или Яндекс смогут сэкономить миллиарды рублей за счёт того, что для самых небогатых потребителей смартфоны станут ещё недоступнее. Кому как не министерству цифрового развития продвигать такую инициативу.

Но обеспечат ли эти меры отечественным компаниям доминирование на нашем рынке? Нет, так как ключевые технологии и платформы всё так же останутся под контролем иностранных гигантов.