Дело труба: кто на самом деле хочет забанить Ютуб?

Видеохостинги в последнее время стали темой, которая очень беспокоит РКН и некоторые российские медиа. Что, в свою очередь, заставило нервничать многих обывателей, мол, готовится блокировка Ютуба и так далее.

Нужно сказать, что завязка этой пьесы не блещет оригинальностью, благо мы видели её множество раз. Сначала коварные враги обижают талантливых медийщиков, закрывая перед ними двери трендов Ютуба и сажая их в твиттере на лавку с табличкой «state-affiliated media». Незатейливый сюжет развивается дальше, конфликт обостряется, поток эпатажных заявлений нарастает. Пафосно затягивает свою песнь хор экспертов: действие идёт к кульминации. Усилия героев оказываются тщетны, тренды остаются непокоренным, лайки и просмотры скручиваются, уведомления не приходят. Фатум неумолим. Наступает традиционная развязка: герои тянут свои руки в сторону федерального бюджета и поют гимн импортозамещению под аккомпанемент пилорамы.

Такие постановки позволяют собрать очень хорошую кассу, что и объясняет их регулярность. И, похоже, что подавляющее большинство государственных медийщиков реально не желают блокировки глобальных площадок. Потому что в этой вселенной располневший государственный Ахиллес не должен обгонять черепаху. Ибо стоит этому случится — и костер госфинансирования начнет угасать. А даже самые глуповатые персонажи этого не хотят, ведь других сравнимых источников, позволяющих так сильно греть руки, попросту не существует.

Но не смотря на это, угрозу потенциального бана нельзя назвать совсем фантастической. Просто исходит она не от государственного аппарата напрямую, а от желающих присесть на потоки рекламных денег, которые стали утекать в интернет. Однако, одного желания мало, тут требуется ещё и умение. Умение работать с авторами, обеспечивать соблюдение авторских прав, учитывать интересы и права аудитории. В силу ряда причин для российских платформ решение этих задач намного сложнее, чем чисто технических вопросов.

В России достаточно платформ и видеохостингов. У «Яндекса» есть «Эфир», у Mail.ru Group — «Смотри». Есть «Одноклассники» и «Вконтакте», где хранятся тонны пиратского контента. Даже у Газпроммедиа, которым, кстати, сейчас руководит тот самый Жаров, есть Rutube. Но аудитория, а значит и рекламодатели предпочитают Ютуб. И именно это обстоятельство является самым существенным фактором риска, который может повлиять на возможный бан площадки.

С технической точки зрения, в отличие от истории с Телеграмом, осложнить жизнь пользователям крупнейшего видеохостинга заметно легче. Его аудитория в массе своей не столь технически продвинута, чтобы ставить VPN и прокси, а для передачи видео нужен на порядки больший по ширине канал, чем для текстовых постов Телеграма. С другой стороны, нужно признать, что у и Гугла чуть больше возможностей для ответного административного давления, чем у Павла Дурова. И это обстоятельство точно не стоит сбрасывать со счетов.

Но как бы не развивалась ситуация, невостребованный контент, который создаётся на государственные деньги так и останется невостребованным. И его создатели прекрасно это понимают. Они совсем не так глупы как это часто пытаются изобразить. Поэтому для всех намного комфортней, когда на вопрос «где результат?» можно показывать пальцем в сторону таинственных алгоритмов заморского Ютуба.