Будущее российского образования за данными и компетенциями

Для успешной трансформации образования необходимо внедрять новые формы и форматы подготовки кадров, развивать доказательный подход к управлению на основе данных, налаживать систему взаимодействия с бизнесом и развивать дополнительное образование для формирования профильных компетенций. Но в основе этого должен быть клиентоцентричный подход и этические принципы, считают эксперты.

Цифровая трансформация образования стала одной из центральных тем форума Digital Innopolis Days 2021. О необходимых изменениях в высшем образовании рассказали эксперты Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС: директор Центра Ксения Ткачева и методолог центра оценки и кадрового развития специалистов в области цифровой трансформации Александр Шубин.

«Любое решение в сфере образования, особенно если мы говорим о расходовании больших бюджетных средств, должно быть подкреплено данными на основе исследований и анализа. Политика в сфере образования должна быть доказательной: эксперты могут формулировать гипотезы, но решения необходимо принимать на основе данных», — отметила Ксения Ткачева.

В своём докладе «Семь задач цифровой трансформации российского образования», она обозначила базовые изменения, которые необходимы вузам для качественной подготовки востребованных кадров для цифровой экономики.

Кроме необходимости принятия решений на основе больших данных эксперт отметила важность преодоления цифрового неравенства и внедрения перспективных цифровых технологий в образовательный процесс. Тут, по мнению Ксении Ткачевой, ответственность лежит не только на вузах или школах, в процесс по устранению разрыва между современным уровнем технологий и тем, как они используются в образовании, должны вовлекаться и государство, и бизнес, в том числе EdTech-компании.

Еще одна актуальная задача — разработка новой системы оценки образовательных результатов. Она должна строиться на постоянном мониторинге компетенций учащихся и сравнении результатов в динамике. При этом, что касается самих компетенций, эксперт предложила сместить фокус внимания на digital и soft skills при подготовке студентов, и не забывать о повышение цифровых и методических компетенций самих педагогов.

«Цифровизация университетов — это не столько перевод занятий в Zoom и использование LMS, сколько полная перестройка образовательного и административных процессов. Поэтому важно помогать педагогам, особенно возрастным, обучать их работе в новых условиях и с новыми форматами», —прокомментировала директор Центра подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС.

Внедрять все эти инициативы эксперт предлагает осознанно, не забывая об этической стороне вопроса. В качестве примера Ксения Ткачевча обратила внимание на новость про отчисление студентов одного из университетов Санкт-Петербурга из-за некачественного прокторинга. В технологии было «зашито», что студенту нельзя более чем на 5 секунд отводить глаза от экрана, в ином случае система считывала это как мошенничество. Спикер также напомнила пример Великобритании, где студентам были выставлены оценки системами искусственного интеллекта, что привело к массовым протестам.

«Необходимо учитывать все, даже самые минимальные этические риски, особенно если решение внедряется в масштабах страны», — подытожила эксперт.

Перспективы внедрения единого цифрового профиля обучающегося обсудили на панельной сессии «Актуальность, сферы применения и технологические решения по формированию цифрового профиля обучающегося и цифрового паспорта компетенций». Эксперт Центра Александр Шубин рассказал об особенностях формирования и использования цифрового паспорта компетенций слушателей программ дополнительного профессионального образования. По его мнению, сформировать единый паспорт компетенций, который бы учитывал результаты деятельности человека на всех этапах образовательного процесса от дошкольного к послевузовскому, — невозможно. В первую очередь потому, что современный человек на протяжении своего карьерного пути может менять профессию и направление деятельности.

«Мы часто наблюдаем ситуацию, когда реальный профессиональный профиль человека по результатам комплексной оценки компетенций отличается от заявленного в резюме и от карьерных ожиданий. Конкретные профессиональные навыки формируются на реальном опыте. И в этом смысле ключевая роль дошкольного, школьного и высшего образования — в формировании базовых личностных ценностей и установок, а также развитии когнитивных способностей», — отметил Александр Шубин.

В дополнение он отметил, что личностные и базовые профессиональные компетенции во многом зависят от сферы деятельности. Поэтому задача дополнительного образования –анализировать компетентностный профиль учащегося и предлагать ему программы с учетом результатов такой оценки и целей профессионального развития. В качестве примера эксперт привел модель компетенций команды цифровой трансформации в системе государственного управления, которую разработали в Центре подготовки руководителей и команд цифровой трансформации ВШГУ РАНХиГС.

В своем выступлении спикер также обратил внимание на некоторые риски и предостерег от полагания только на цифровой профиль. «Фактор персонального общения с кандидатом имеет ключевое значение. Существующие системы подбора персонала на базе искусственного интеллекта еще не способны определять потенциал кандидата, а также способность разделять ценности будущего работодателя. В ближайшие три-четыре года мы не предполагаем существенного изменения потребности в HR-специалистах. Более того, в системе профессионального образованию есть тенденция к созданию кадровых центров. Особенно если речь идет о высококонкурентных сферах, таких как ИТ», — заключил эксперт.

В числе других тем и предложений, которые звучали на мероприятиях по высшему образованию, эксперты отметили важность инновационного мышления в вузовской среде как основы цифровой экономики, повышение роли учебных заведений в распространений новой цифровой культуры, актуальность поддержки вузовских технопарков для привлечения инвесторов в технологические студенческие проекты.