Аналогам в реестре не место: российскому ПО ужесточили регистрацию

Иллюстрация сгенерирована нейросетью DALL·E 3

Под конец года Минцифры решило пересмотреть критерии включения программного обеспечения в реестр отечественного ПО. Участие в этом реестре несет ряд преимуществ для компаний, в частности, доступ к льготам и госзакупкам. Но, как это бывает, рынок льготы принял с удовольствием, а вот с конкуренцией получилась нелепица. С одной стороны, коммерческие компании решили, что ухватили Бога за бороду и выставили ценники на свое ПО, включенное в реестр, чуть ли не выше того ПО, которым все пользовались (да и продолжают пользоваться, будем честны). Оказало, что не Бога и не за бороду. С другой стороны, госкомпании быстро смекнули, что за деньги, которые от них ждут «коммерсанты», можно соорудить собственное ПО. Какое-никакое, но речь ведь о больших деньгах. И внезапно реестр начал наполняться однотипными решениями, разработчик каждый из которых, разумеется, претендовал на льготы.

С деньгами, как известно, сейчас не очень. А в эту пятницу с подачи ЦБ может стать совсем-совсем не очень. Так что министерство, очевидно, решило действовать на упреждение. Если денег больше не становится, то надо уменьшить количество претендентов. Очевидно, количество решили уменьшать за счет госкомпаний справедливо рассудив, что у них есть много других интересных способов получить субсидии. В связи с чем было предложено ввести ограничение в виде двух требований к ПО от госкомпаний, претендующего на включение в реестр. Во-первых, аналогичного ПО в реестре быть не должно. Во-вторых, доля коммерческих продаж этого ПО (то есть не внутри компании) должна быть не менее 70%.

Фактически, это запрет на дальнейшее раздувание реестра (и увеличение претендентов на льготы) за счет внутренних разработок госкомпаний для их же внутренних нужд.

Есть у этой инициативы и обратная сторона. Госкомпании разрабатывают ПО для собственных нужд не только потому, что очень хочется откусить каких-то льгот, а потому, что разработка такого ПО требует сильного погружения подрядчика в процессы госкомпании. А это и до известных событий было, так сказать, скорее исключением, чем правилом. Коммерческие же продукты не получат никакого импульса — как не брали их, так и не будут брать.

Интересно другое. Через пару месяцев будет уже 3 года, как мы все живем в новой реальности. И если первый год был довольно суматошным, то сейчас уже все плюс-минус стало стабилизироваться. А вместе с этим стал снижаться спрос на импортозамещающее ПО в потребительском секторе. Сложно сегодня найти чудака, который пойдет покупать «Мой Офис», когда на маркетплейсах с легкостью можно купить — буквально за копейки — ключи активации вражеского офиса. И это мы говорим о тех, кто не надел треуголку и с криком «йохохо, не получите вы от меня ни рубля» не кинулся на абордаж известных всем ресурсов.

Но глядя на то, как наши разработчики продолжают надувать щеки и строить из себя гениев кода, кажется, что отечественному ПО уже ничего не поможет. Ни реестры, ни льготы, ни режим максимального благоприятствия.

//
Присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram и группе ВКонтакте. !