
Мы вступили в эпоху рефарминга: операторы последовательно переводят имеющийся частотный диапазон из 3G в LTE. Причины довольно банальные: 3G-only устройств у абонентов крайне мало, а m2m-устройства, которые не поддерживают LTE, никто в расчет не берет. Впрочем, за почти 13-летнюю историю LTE в России все, кто хотел, уже обновил свой парк устройств. И хоть сама технология 3G позволяет достигать скорости передачи данных до 48 мегабит в секунду, в реальности сеть эта чаще использовалась для голосовой связи, нежели для мобильного интернета. Неудивительно, что коллеги из «Ведомостей» пишут о том, что «МТС и Билайн массово отключат 3G в этом году». С чем сложно согласиться, так это с продолжением от все тех же коллег «T2 и «Мегафон» пока держатся за устаревшую технологию».
Главная проблема с «отключением 3G» в России кроется вовсе не в том, что у кого-то там устройство не поддерживает LTE, а с тем, что сеть 3G использовалась у нас в последние годы преимущественно для голосовой. Технология VoLTE есть у всех операторов, но не у всех абонентов есть смартфоны, где эта технология присутствует технически и разблокирована производителем устройства для использования в России. Без VoLTE звонки идут через 3G и 2G. При этом сами голосовые звонки умирать не собираются, и дело не только в спаме — чем больше россияне подсаживаются на курьерскую доставку всего на свете, тем чаще им приходится общаться с курьерами по телефону, согласовывая время, адрес, детали доставки, а иногда и выступая в режиме навигатора, помогая курьеру найти дом.
Голосовые звонки, как ни странно, так же требуют частотного спектра. Много лет подряд полоску частот 2G операторы сокращали, отдавая остатки под другие технологии связи, и если сейчас массово отключить 3G, то у тех абонентов, у которых на смартфонах не работает VoLTE, могут возникнуть проблемы с дозвоном.
Так что операторы на самом деле не спешат расставаться с 3G. Но реальность бывает суровой, а последние три года наша с вами реальность и вовсе в состояние идеального шторма. С одной стороны, количество мобильного интернет-трафика постоянно растет, и рост этот будет продолжаться еще долгое время. С другой стороны, новых частот операторам не выдают. Военным, понятное дело, сейчас не до конверсии частотного спектра, а на тех частотах, которые можно было бы использовать здесь и сейчас, сидят разной степени архаичности пользователи. К этому можно добавить и эпопею с 5G: даже убогого спектра 4,8-4,9 гигагерц как не было, так и нет, а с расчисткой спектра 700 мегагерц традиционно возникают проблемы. Единственным инструментом для увеличения емкости сети остается перевод частот 3G в LTE. А что там со звонками будет — дело десятое.
Собственно, этим и обусловлена разнонаправленная активность операторов в сфере рефарминга. Для МТС это возможность справиться с лавинообразным ростом спроса на мобильную передачу данных, по абонентам он лидер рынка. Для Билайна, напротив, возможность получить хоть какое-то товарное предложение чтобы удержать тех абонентов, кто по странной причине еще не ушел к конкурентам. МегаФон и T2 же в определенной степени наслаждаются полученным еще в прошлом преимуществом: частот у них просто больше, а значит и решение проблемы можно немного отодвинуть в будущее.
Говоря простым языком — каждый решает задачи по-своему. Но решить проблему по настоящему могла бы Минцифры, если бы чиновников больше интересовали перспективы мобильного рынка. Но мы все понимаем, особенно концепцию «быстрых побед». Хорошая история с самозапретом на кредиты превратилась в то, что теперь чуть ли не каждый день Минцифры сообщает, сколько там россиян этим самозапретом воспользовалась. Очень удобно, можно другим ничем не заниматься. Ведь цифры публиковать — это не жесткой рукой навести порядок в частотном спектре. Куда проще в 10 раз повысить платежи за уже имеющийся частотный спектр. Так победим. Тем более зачем нам 5G? Вон, скоро 6G будет. И квантовый интернет.