Ирина Грандель, ivi: «Мы бережем нервную систему наших пользователей»

Проект ivi появился в российском интернете в 2010 году. Тогда запускалось много интернет-кинотеатров, но до сегодняшнего дня дожили далеко не все. В некотором смысле ivi повезло, всего за два года этот сервис просмотра потокового видео — фильмов и музыкальных клипов — занял лидирующую позицию в рунете. Об итогах 2012 года, предпочтениях российской аудитории и о том, что предпочли смотреть пользователи во время нарезки новогоднего оливье в интервью Content-Review.com рассказала Ирина Грандель, руководитель направления развития бизнеса ivi.

- Как я понимаю, 2012 год стал для ivi годом подъема, очень успешным. На мой взгляд, 2013 год должен стать для вас годом закрепления достигнутых успехов и продолжения поступательного движения на рынок видео-контента в российском интернете.

- Действительно, 2012 год стал для нас годом развития, выхода из традиционного интернета на устройства. Мы появились на всех возможных мобильных платформах и 90% SmartTV. Мы сделали огромный шаг вперед, и наша деятельность в 2013 году будет направлена на закрепление достигнутых результатов. Наши планы — увеличение количества просмотров на устройствах в три раза, а абонентской базы — в два раза.

На конец 2012 года аудитория ivi на устройствах составила 3 миллиона пользователей. Если говорить обо всей аудитории, включая интернет, то это порядка 15 миллионов человек. По данным РАЭК, ежемесячная аудитория интернета в нашей стране составляет 59,4 миллиона человек, то есть почти каждый четвертый пользователь российского интернета хотя бы раз в месяц заглядывает к нам.

Для реализации своих задач, мы планируем не только увеличивать охват аудитории, но и улучшать наши приложения, что, в свою очередь, позволит увеличить глубину просмотра. Сейчас мы видим, что если пользователь к нам пришел, то с большей степенью вероятности он становится нашим постоянным посетителем. Если брать все устройства, то у нас больше 14 просмотров на одного пользователя в месяц. На мобильных устройствах этот показатель чуть поменьше, на телевизорах — чуть побольше, потому что просмотр контента на больших экранах — это совершенно иной пользовательский опыт. Ты приходишь, садишься, и можешь все выходные и праздники смотреть хорошее кино на большом экране.

- В 2012 году вы установили свое приложение на все доступные Smart TV?

- К марту 2012 года мы встали на все основные платформы, это Samsung, LG и Phillips. За оставшийся год мы вышли на Toshiba и Sony. В середине года мы запустили для Smart TV еще музыкальное приложение IVI Music с музыкальными клипам, а в конце года — детское приложение, пока только на Samsung.

Нас поразил успех музыкального приложения для телевизоров своими показателями в новогоднюю ночь. Приложение позволяет самостоятельно сформировать собственный музыкальный канал. Пользователь выбирает исполнителей, жанры, а мы в соответствии с его предпочтениями подбираем видеоклипы. Мы поняли, что мы с этим приложением угадали, и люди, сидя за новогодними столами, смотрели собственные подборки. Этот канал бесконечный, его можно включить и спокойно идти резать оливье или заниматься своими делами. В новогодние праздники и Рождество мы наблюдали всплески активности пользователей в три-четыре раза от обычного трафика.

- А в целом в Новый год сильный всплеск использования ivi наблюдался?

- Да, такое впечатление, что люди не расставались с ivi все новогодние праздники. Начался этот всплеск где-то с католического Рождества, когда дети пошли на каникулы, а работающие люди — в отпуска. Если говорить про новогоднюю ночь, то был всплеск поmusic ivi, а дальше — по видео, где-то в полтора раза выросла интенсивность использования нашего сервиса.

Если сравнивать с прошлыми новогодними праздниками, то в этот раз мы действительно очень хорошо подготовились, и этот всплеск не был для нас неожиданностью, мы выдержали нагрузку без каких-либо сбоев.

- Если разделить детский и взрослый контент, что больше смотрели? Появился ли какой-нибудь новогодний хит?

- Мы сделали новогоднюю подборку фильмов, и, конечно, эти фильмы стали лидерами просмотров. Очень популярными оказались «Елки 2», «О чем еще говорят мужчины». Хоть это и фильмы прошлого года, но их с удовольствием пересматривали. Детский контент тоже был очень популярным. Потому что пока взрослые праздновали, дети — смотрели. А дети — это очень благодарный зритель, они просто садятся и смотрят.

В целом было довольно стандартное разделение между детским и взрослым смотрением, поэтому сказать, что было резкое изменение в сторону детского или взрослого контента я не могу.

- Если сравнивать с прошлым годом, сильно ли отличались всплески активности пользователей в новогодний период? Повлиял ли успешный год?

- Думаю, да. В прошлый новый год на устройствах мы еще не были так известны, хотя тогда праздники дали нам надежду на то, что мы выполним планы 2012 года. Составленный в конце 2011 года план был очень амбициозным, и мы уходили на каникулы с отсутствием понимания — как вообще можно такие задачи выполнить. Конечно, сейчас мы смотрим на те всплески со смехом, потому что реально за прошедший год количество просмотров на устройствах выросло в 40 раз. Но если смотреть в процентном отношении, то всплеск был таким же, как и в этом году.

- Что позволило достичь успеха в 2012 году?

- Первое — это выход на все платформы. Второе — это само приложение. Мы его за год два раза кардинально поменяли, потому что мы следим за пользовательским опытом, видим, что нравится или не нравится людям, и четко идем в ту сторону, которую себе наметили: ivi — это не просто каталог контента, а сервис, куда ты приходишь и получаешь помощь в выборе. Поэтому мы все время дорабатываем наш сервис, делая его более удобным, комфортным. Грубо говоря, мы готовим удобные кресла и качественный экран. Мне кажется, что наша работа по улучшению интерфейса, изучению поведения пользователей во много стала залогом нашего успеха.

Также повлияло то, что мы первыми целенаправленно пошли по этой дороге выхода на устройства. Наши коллеги по рынку делали это походя, а мы верили в правильность нашего выбора и, как показала практика, не ошиблись.

- Говоря о платформах и сервисе, вы совершенно не говорите о контенте. Он не так важен, потому что у всех на рынке более-менее одинаковые каталоги?

- Нет, конечно, контент очень важен. Сегодня наш каталог является самым большим на рынке. Не стоит забывать, что в основном это бесплатный контент. Но и от платного контента, которого у нас не очень много, мы не собираемся отказываться. Это часть нашего бизнеса. Но для того, чтобы это направление получило развитие, еще должен сформироваться рынок.

- В свое время индустрия приложений, существовавшая пару лет в вялотекущем режиме, получила мощный импульс к росту с выходом iPhone и запуском AppStore. Продажи фильмов в интернете тоже существуют уже не один год, но в конце 2012 года Apple и Google начали продавать фильмы в России. Станет ли это событие тем же, чем стал запуск AppStore для рынка приложений для мобильных устройств?

- Apple сформировали рынок контента во всем мире, и запуск iTunes в России может сыграть свою роль. Россия — уникальный рынок, и на нем зачастую не работают те бизнес-модели, которые успешны во всем мире. Но после прихода в Россию смартфонов с приложениями люди стали лучше относиться к платному контенту. Они поняли, что платные вещи могут быть полезными и хорошими, что платить — это не страшно. Нас часто спрашивали: ну вот придет iTunes, и вы закроетесь? Нет, мы не закроемся, мы все прекрасно уживемся вместе, как происходит это сейчас. Наоборот, мы благодарны за то, что они пришли, потому что они воспитывают аудиторию. Нам это на руку, потому что все игроки рынка контента все эти годы приучали аудиторию к тому, что контент должен быть легальным, что он стоит денег.

На самом деле, это очень здорово, когда у пользователя есть выбор. А для нас решение одно: нужно делать максимально качественный продукт. Это такая стимуляция, которую сложно придумать.

- Но ведь с музыкой такого не прошло? В течение года закрылось несколько крупных сервисов, например, Fidel.

- Может, они просто рано сдались?

- То есть с правообладателями видео сложнее, чем с музыкальными мейджорами договариваться?

- Я не занимаюсь закупкой контента, но я точно могу сказать, что с фильмами — сложнее. Музыкальные мейджеры уже поняли, что в России — особая ситуация и менталитет, они уже это знают. А в киноиндустрии мейджоры этого пока еще не понимают.

- Если предположить, что вы — кинотеатр, и средняя стоимость билета 5 долларов, то нехитрыми вычислениями можно получить сумму годового бокс-офиса в десятки миллиардов долларов, тогда как российский кинопрокат оперирует суммами на порядки меньше.

- Надо понимать, что у нас фильмы выходят после проката в кинотеатрах, поэтому сравнивать нас не очень правильно. Но да, мы — кинотеатр.

- Есть ли предел роста вашей аудитории? Ведь за эти годы те, кто не ходит в кинотеатры, уже стали вашими пользователями.

- Если рассматривать мобильную среду, то к 2016 году аудитория мобильного интернета должна удвоиться, то есть задел у нас очень большой. Если брать SmartTV, то, по оценкам экспертов, на руках у населения сегодня 3 миллиона таких телевизоров, это проникновение меньше 10%, а значит и тут рост будет как минимум в 2 раза, а то и в 3.

- Сегодня, по оценкам исследователей, индустрия мобильных приложений прекратила свой рост из-за того, что пользователи предпочитают пользоваться браузерными версиями сайтов. Этому способствует и мощность смартфонов, и их большие экраны.

- Мы свою мобильную версию сайта закрыли осенью, теперь там стоит заглушка, перенаправляющая посетителей на страницу скачивания приложения. Причина проста — у нас очень продвинутые плееры, которые не всегда корректно работают на устройствах. Это очень сильно портит пользовательский опыт. Если брать iOS, то он не работает с Flash, и, соответственно, весь контент с DRM на iPhone и iPad был недоступен. При этом пользователь видел надпись «Извините, контент недоступен». Поэтому мы совершенно сознательно закрыли мобильный сайт. Мы бережем нервную систему наших пользователей.