Android против Евросоюза: Google наносит ответный удар

В апреле 2016 года Еврокомиссия обвинила Google в нарушении антимонопольного законодательства, обвинив Android в препятствовании конкуренции и инновациям. Американская корпорация не стала повторять путь, пройденный ранее Microsoft, и взяла большую паузу на подготовку ответа. Теперь, когда старший вице-президент Google Кент Уокер озвучил встречные объяснения, члены Еврокомиссии выглядят совсем глупо. Какие аргументы подобрал Кент Уокер?

Во-первых, Кент отбросил обвинения в том, что Android не конкурирует с iOS. Сославшись на результаты опроса, проведенного Еврокомиссией, он подчеркнул, что 89% респондентов считают, что Google и Apple конкурируют. Игнорирование Apple и ее iOS привело бы к застою в развитии Android.

Во-вторых, по мнению Кента Еврокомиссия слегка не понимает, какую опасность несет в себе фрагментация операционной системы. Сегодня в Европе насчитывается 1,3 миллиона разработчиков, чья деятельность напрямую зависит от стабильности версий Android. При этом любой производитель смартфонов может взять исходный код Android и модифицировать себе в удовольствие. Но такая гибкость имеет и обратную сторону, с которой столкнулись в прошлом почившие в бозе мобильные платформы Unix и Symbian.

В-третьих, требование Google использовать набор собственных приложений на стабильной версии Android, ничем не отличается от аналогичных ограничений, накладывающих на производителей смартфонов Apple или Microsoft. Причем Apple и вовсе не отдает свою iOS никому, производя смартфоны самостоятельно, а Microsoft сейчас больше занята похоронами Windows Phone, чем вопросами отслеживания совместимости немногочисленных устройств, работающих на этой операционной системе.

Кент повторно обратился к результатам опроса, проведенного Еврокомиссией, указав, что 94% респондентов считают, что фрагментация Android нанесет ущерб всей экосистеме. Требуя отказаться от ограничений, которые Google называют «минимальной совместимостью», Еврокомиссия нанесет непоправимый вред разработчикам и пользователям. Выиграют от этого лишь несколько компаний, которые продают ничтожное количество смартфонов и тщетно надеются получить преимущества в виде государственных преференций.

Говоря о тщетных попытках нельзя не вспомнить о том, как российская компания «Яндекс» решила, что она умнее всех, и выпустила собственную модифицированную версию Android. Россиянам даже удалось договориться с несколькими компаниями о выпуске моделей, работающих на их платформе. Однако после того, как Google припугнул производителей отзывом лицензии на выпуск смартфонов на нормальной версии Android, «Яндекс» остался с собственной системой один на один. Прав ли Google в том, что использует свое преимущество и возможность давить на производителей, или нет — вопрос риторический. Никто не мешает «Яндексу» самостоятельно выпустить смартфон с собственной операционной системой и попытаться кому-нибудь его продать. Судя по тому, что круги на воде от потонувшего «кита» быстро исчезли, никто, кроме «Яндекса» не заметил потери бойца.

Стоит признать, что Google вовсе не такой белый и пушистый. Помимо косвенного и прямого давления на производителей, он в обязательном порядке требует устанавливать набор собственных сервисов на все модели с Android. Главное приложение даже не поиск, а магазин Google Play. Именно через него Google сегодня получает львиную долю прибыли от Android. Глупо было бы надеяться, что корпорация так просто откажется от своего эксклюзивного положения в абсолютном большинстве смартфонов. Так что бой с Еврокомиссией только начинается. Теперь слово за чиновниками, которые в прошлом уже сумели переломить хребет Microsoft и заставить корпорацию сделать Internet Explorer отдельным приложением, а не частью операционной системы Windows.