В нулевых вас бы не поняли, если бы вы произнесли словосочетание «духовная скрепа». Потому что его не существовало. Тогда это назвалось морально-нравственными ценностями, одним из способов продвижения которых была социальная реклама. В ней часто использовались различные цитаты и афоризмы. Среди популярных плакатных цитат была и фраза Солженицына «Для меня вера — это основа и укрепа личной жизни».
Но несмотря на широкое тиражирование афоризма, архаическое «укрепа» не смогло закрепиться в официальном новоязе. Вряд ли кто-то вам назовёт точную причину по которой это произошло. Есть версия, что всё дело в спеллчекере ОРФО, который был встроен в MS Word. Этот спеллчекер не знал старого русского слова «укрепа», подчёркивал его красным, что толкало сотрудников пресс-служб идти на поводу у американского редактора и превращать старорусскую «укрепу» в понятную им «скрепу».
В начале десятых «скрепа» стала регулярно появляться в официальных речах. Примерно тогда же долларовый мультимиллионер Игорь Ашманов решил заняться общественной деятельностью и принял участие в создании «Партии Великое Отечество». С партией не задалось, Минюст ликвидировал «Великое Отечество», известную также как ПВО. Но потеря ПВО не повод становиться сбитым лётчиком. Поэтому Игорь Станиславович продолжает трудиться на благо отечества.
Вчера на заседании Общественной палаты он провёл презентацию, где сообщил, что российским детям угрожает зловредный деструктивный контент. Невероятные навыки систематизации позволили авторам доклада выделить аж 22 вида такого контента. Но и это не все откровения. Оказывается, на небосводе зловеще сверкают «тысячи спутников Маска», которые, цитируем: «будут беспрепятственно наливать на головы любую дрянь».
Кому-то нужно спасти детей и зачистить (именно зачистить, не защитить) цифровое пространство. Несложно догадаться — кто же этот загадочный супергерой. Но не будем забегать вперёд. Как следует из текста, родителям плевать на своих детей и они не разбираются в технологиях. Учителям вроде бы не плевать, но к сожалению, у них нет квалификации. И они завалены бумажной работой. Быть может что-то могут сделать сами цифровые платформы? У них весь необходимый инструментарий и ресурсы. Но и тут беда — нет у них мотивации. Государство тоже почти ничем не может помочь. Вроде всё у него есть, да только решимости не хватает.
Но не стоит отчаиваться. На помощь спешат частные модерирующие организации. В отличие от родителей, они заботятся о детях. У них есть квалификация, которой нет у учителей. Мотивация, которой нет у корпораций. И даже решимость, которой так не хватает государству.
Как же всё это должно работать? Платформы по щелчку пальца должны предоставить полный доступ ко всем инструментам управления. Государство должно обеспечить силовое и административное прикрытие. И тогда активисты, так уж и быть, проведут зачистку контента. Само собой, нет и на намёка на то, что это будет бесплатно.
Ответственности активистов за такие зачистки не предполагается ни в каком виде, а произвол и самоуправство, наоборот, гарантированы. Названы они, цитируем: «избыточной чистотой» и «ложными срабатываниями». Заблокировал кто-то за взятку страницу конкурентов, ну ничего страшного, это «избыточная чистота», бывает.
Да, часть проблем существует в реальности. Даже глядя на эту презентацию, понимаешь, что её авторы видели некоторый токсичный контент и это не прошло бесследно.
К слову, в начале десятых появились не только скрепы, но «налог на болванки». Это миллиарды, которые годами взимаются с производителей электроники. Деньги должны идти на борьбу с пиратством и развитие российского кино. Этого казалось мало и Михалков тоже требовал власти над РКН. Но, со временем, похоже, что судьба отечественного кино перестала печалить Никиту Сергеевича. Сейчас он ведёт образ жизни миллиардера и для своего удовольствия иногда гоняет беса перед камерой.
Кажется, подобные примеры негативно влияют на стареющее поколение и провоцируют появление подражателей в пенсионерской среде. Наверное и тут тоже нужен какой-то реестр.