Как будут пилить деньги на отмене «мобильного рабства»?

Сегодня мне довелось побывать на небольшом празднике безумия имени министерства связи и коммуникаций РФ. Проводилось это мероприятие под вывеской «Технологические и организационные решения задачи переносимости мобильного номера» в Аналитическом центре при Правительстве РФ. Несмотря на весь пафос, множество пиджаков и галстуков, обсуждалась, на самом-то деле, довольно глупая ситуация. MNP в России будет запущен, однако если это произойдет как требует МинКомСвязи со ссылкой на закон 1 декабря, то абоненты станут подопытными крысами, а десятки миллионов долларов исчезнут без следа в компании, которую уже заботливо подобрало то же самое министерство. Постараюсь объяснить по порядку.

Открывая круглый стол, Юрий Аммосов с экзотической должностью руководителя дирекции по инновациям Аналитического центра при Правительстве РФ подчеркнул, что главная цель мероприятия — выяснить степень готовности к запуску MNP по трем направлениям — правовой, организационной и технической. При этом Юрий Павлович четко оговорил регламент — представителям операторов МТС, «ВымпелКом», «МегаФон», «Ростелеком» и Tele2 было выделено целых 5 минут на свою речь. Благо, операторы подготовились заранее, и каждый из них использовал свои минуты для того, чтобы высказать консолидированную точку зрения по одному из вопросов. Но первым слово дали Денису Свердлову, известному в узких кругах профессионалу, долгое время возглавлявшему оператора Yota. Ныне Денис Львович решает более масштабные задачи, чем освоение миллионов долларов выделенных на строительство сети. Теперь он отвечает за MNP, кроме того, злые языки приписывают ему недавнюю идею отобрать у операторов «большой тройки» частоты LTE.

Денис Львович взял с места в карьер и заявил, что министерство рассматривает запуск MNP не как какой-то проект, а как задачу, которую нужно решить. Неоднократно ссылаясь на свое прошлое словами «когда я был в операторе», он заявил, что никаких технических проблем для запуска не должно возникнуть. В качестве аргумента он провел параллель со своей работой в «операторе», и сказал, что когда им нужно было что-то запустить, то все делалось очень быстро. Видимо, Денис Львович забыл, что у его «оператора» были десятки тысяч абонентов, что немного меньше десятков миллионов клиентов «большой тройки» и масштабы, мягко говоря, не сопоставимы.

Как мантру повторял Денис Львович заученную фразу: «для нас самое главное, чтобы все работало. Если что-то будет не готово, то министерство первым выступит за перенос сроков». Впрочем, как оказалось, не готово ничего, и в большей степени винить за это нужно совсем не операторов связи.

Первым слово среди операторов получил Павел Бородин, вице-президент по обеспечению операторской деятельности и работе с органами государственной власти ОАО «ВымпелКом». Он не стал тратить время на общие слова, а сразу обратил внимание присутствующих на то, что операторы выступают за скорейший запуск MNP, но при этом они не хотят нарушать федеральное законодательство. Оставив своим коллегам шанс рассказать подробнее о правовой коллизии, связанной с оформлением переноса номера, Бородин поставил вопрос ребром: операторы не понимают и не принимают предложенную Министерством связи и коммуникаций компанию Автономная некоммерческая организация «Координационный центр национального домена сети Интернет». Тут нужно дать некоторое пояснение.

Дело в том, что организационно процесс переноса номера от одного оператора к другому предполагает посредника, которого называют «оператор базы данных» (в дальнейшем — ОБД). Эта компания должна будет создать и обслуживать единую для всех операторов базу данных и, фактически, управлять ею. В стоимость перехода от одного оператора к другому уже заложена сумма, которая будет отходить этой компании. Другими словами, эта компания получит возможность получать деньги с каждой операции MNP, при этом вряд ли будет отвечать за что либо, кроме взимания денег и обеспечения бесперебойного доступа участников рынка к данным. Даже если, к примеру, у этой компании украдут базу данных по абонентам, как это, например, периодически случается в соседней Белоруссии, то де-факто весь гнев абонентов будет обращен на операторов связи. Не удивительно, что игроки рынка протестуют против того, что эту компанию выбирает Министерство по своему усмотрению, без проведения каких-либо конкурсов или тендеров.

Выступление Павла Бородина неоднократно пытался прервать Денис Львович Свердлов, однако, его попытки были пресечены фразой: «извините, это мои пять минут, позвольте я их использую», после чего Свердлов обиженно откинулся на спинку кресла и перебивать перестал. Павел Андреевич подчеркнул, что помимо «понятийного» выбора организации в качестве ОБД, в предлагаемой процедуре содержится противоречие Гражданскому Кодексу РФ и федеральным законам. Например, отсутствует полностью согласованный правовой механизм расторжения договора между абонентом и оператором и последовательной цепочки заключения необходимых договоров с новым оператором.

Вице-президент ОАО «МегаФон» Анна Серебряникова обратила внимание присутствующих на крайне неудачно выбранную дату запуска MNP. Предвосхищая следующего спикера, Анна Андреевна предупредила о том, что запуск подобного проекта без надлежащего тестирования чреват непредсказуемыми проблемами. В это же время в декабре начинается сезон отпусков и, как следствие, сезон роуминга. Одно дело, когда абонент столкнется с техническими трудностями в домашнем регионе, и совсем другое — в роуминге. По ее словам, оптимальной датой запуска является март 2014 года.

Претензии Анны Серебряниковой не беспочвенны. Несколько лет назад один из рынков уже становился полем для экспериментов правительства по быстрому внедрению базы данных. Речь идет о ЕГАИС, системе контроля за объемом производства и оборота алкоголя. Тогда рынок понес многомиллиардные убытки из-за того, что процесс внедрения не был спланирован, а создание и обслуживание базы данных поручили компании, выбранной государством по непонятным критериям. После нескольких месяцев натурального ада для производителей и потребителей алкогольной продукции РФ, горе-подрядчика отстранили от проекта.

Замыкал выступление «большой тройки» директор по маркетингу МТС Вячеслав Николаев. Он упирал на сложность процесса доработки операторских платформ, которые будут взаимодействовать с ОБД. Когда Вячеслав Константинович назвал конкретный срок – 6 месяцев, Денис Львович не преминул напомнить, что он де работал в «операторе» и считает эти сроки завышенными. Вячеслав Николаев дополнительно подчеркнул, что технически запустить услугу можно хоть завтра — поставят оборудование, включат его, можно пользоваться. Другое дело, что не оттестированные должным образом системы и их взаимодействие с огромным количеством разношерстных платформ коллег, могут попросту постоянно сбоить. И разгребать последствия таких сбоев придется опять же операторам.

В своем долгом ответном слове Денис Львович Свердлов продолжал повторять фразы, которые, видимо, по его мнению должны были мотивировать операторов на решение проблем в кратчайшие сроки. Однако на ОБД он остановился подробнее, что и стало поводом для заголовка этого репортажа. Заместитель министра объяснил, что ими был проведен отбор кандидатов на роль ОБД, их было четверо. Однако, «Координационный центр» согласился создать базу данных за свой счет, что позволит министерству сэкономить 500 миллионов рублей. В дальнейшем ОБД будет получать 300 миллионов рублей в качестве платы за обслуживание базы, и деньги эти будут платить абоненты — в виде платы за услугу MNP.

Внимание, следите за руками. С одной стороны — радостная весть об экономии 500 миллионов рублей. Но кто сказал, что разработка этой системы стоит баснословные 16 миллионов долларов? Ведь никто даже не видел ТЗ или какой-либо спецификации. С другой стороны — обслуживание не будет стоить правительству ни копейки, но приносить счастливому ОБД около 10 миллионов долларов. Мне кажется, или тут все таки торчат коррупционные уши?

Никто, разумеется, вслух такие термины не произносил. Однако, операторов в этом вопросе поддержала Антимонопольная служба, представитель которой подтвердил, что его ведомство не стало согласовывать проект, представленный министерством именно из-за отсутствия обоснования выбора компании, которая станет ОБД. На этот выпад Денис Львович ответил просто — в законе прописано, что именно правительство утверждает эту компанию, и никакого конкурса проводить не требуется. Тем более, если проводить конкурс, то на это потребуется целых три месяца — а запускать нужно вот кровь из носу, но 1 декабря 2013 года.

Если вы дочитали до этих строк, то вам, видимо, тоже интересно — чем же все кончится? Кто же станет ОБД? Как с точки зрения Министерства связи и коммуникаций, нужно оформлять процедуру переноса номера, чтобы она не противоречила ГК РФ? Почему высокопоставленный представитель минсвязи задает этот вопрос юристу только сейчас, прямо на совещании? Действительно ли в министерстве считают, что абоненты должны отправлять уведомления оператору по факсу (напомню, на дворе 2013 год)?

На мой взгляд, выводы очевидны. В ведомстве твердо определились лишь с одним вопросом. Они выбрали компанию, через которую будут проходить финансовые потоки. Выбрали без проведения прозрачного и понятного всем участникам рынка конкурса. Без какой-либо аргументации. Без разработки правового механизма всего процесса MNP. Зато с четким пониманием, сколько денег это принесет.

В общем, пилы наточили, а лесников спросить забыли.