Блокировка российских каналов, чей контент идет в разрез с западной повесткой, началась не весной. Russia Today и Sputnik официально запрещены и их сигнал блокируется во всех европейских странах, однако федеральные телеканалы холдинга ВГТРК, «Звезда», «Первый» и НТВ не попали под санкции. Да, руководители телеканалов в санкционных списках, но сами телеканалы не запрещены. Именно такой логикой руководствуется французская компания Eutelsat, которая обеспечивает спутниковое вещание российских спутниковых операторов на территории России. Но давление на компанию, основным акционером которой является французское государство, продолжает расти. На этот раз резкой критике Eutelsat подверглась со стороны организации «Репортеры без границ».
По мнению генерального секретаря «Репортеров без границ», Eutelsat напрямую способствует распространению «российской пропаганды», которую Кристоф Делуар называет дезинформацией. Он считает, что поскольку Eutelsat регулируется французским законодательством, а основным акционером является французское государство, то это означает, что Франция «фактически сотрудничает с российской военной пропагандистской машиной и ее цензурой в России международных средств массовой информации».
В этой истории есть два аспекта — политический и юридический. В политическом контексте действительно выглядит так, что Франция обходит если не прямые санкции (ЕС их не вводил, но вводили США, что может трактоваться как вторичные санкции), то сам дух противостояния ЕС и России в геополитических вопросах. Однако, деятельность Eutelsat регулируется конвенцией Eutelsat IGO, которая в свою очередь ссылается на Европейскую конвенцию о трансграничном телевидении. Являясь международным договором, ECTT обеспечивает правовую основу для трансляции телевизионных программ в Европе с соблюдением минимальных правил в области свободы сложа, плюрализма мнений и проч. При этом эти требования трактуются в свою пользу оппонентами, в частности, Russia Today транслировала альтернативную европейской точку зрения в полном соответствии с концепцией свободы слова. Однако, как показала практика, свобода означает свободу для «Репортеров без границ», а не их коллег с «другой» стороны.
Юридически все еще более запутанно. Дело в том, что Eutelsat работает (в том числе) на спутниках принадлежащих РФ, фактически арендуя их и предоставляя России услуги ретрансляции сигнала. Блокировка транслирования российских телеканалов может послужить причиной расторжения договоров аренды, что значительно снизит качество предоставляемых Eutelsat услуг. Что же касается прямых потерь, то по оценке тех же «Репортеров без границ», Eutelsat зарабатывает на «российской пропаганде» около 76 миллионов евро ежегодно, что составляет около 6,3% ее выручки.
Для России же разрыв сотрудничества с Eutelsat мало что изменит, трансляцию спутникового сигнала готовы обеспечить в Китае. Почему за эти годы не была построена собственная сеть спутников — вопрос открытый. На сегодняшний день абонентами спутниковых операторов по разным оценкам остаются 12-15 миллионов домохозяйств, однако завершение перехода России на цифровое телевещание позволило обеспечить бесплатную трансляцию федеральных каналов практически на всей территории страны, а рост проникновение ШПД и мобильного интернета способствует массовому переходу россиян на интернет-сервисы, в том числе и для просмотра телевизионного контента.