Сколько стоит стать социальным ресурсом

Сегодня в газете «КоммерсантЪ» вышла крайне интересная заметка. Суть ее в следующем. В пятницу на прошлой неделе операторы провели совещание, посвященное скорому наступлению социального светлого будущего, а именно бесплатного доступа к социально значимым ресурсам. Интересно даже не то, что операторы договорились о конкретной сумме компенсации – 150 миллиардов рублей. Интересно, что на этом совещании присутствовал «Яндекс», что дает основания полагать, какие и чьи именно ресурсы станут социально значимыми. Почему не Mail.ru? Ведь он, в отличие от «Яндекса», имеет прямое отношение к одному из собравшихся на совещание операторов. Почему не Rambler? И еще эта таинственная информация, что расходы на социальный интернет понесет не только операторы, но и интернет-компании. Звучит запутанно, но на самом деле все просто. Попробуем объяснить без занудства.

Смотрите, мы живем в капиталистическом государстве с рыночной экономикой, пусть и с изрядным налетом социализма. Однако налет этот не настолько суров, чтобы государство решило сломать главные рыночные механизмы — равные возможности и конкуренцию. Именно поэтому в законе о социально важных сервисах, равно как и в подзаконных актах нет и не будет содержаться названия конкретных сервисов и интернет-компаний. Только тип сервисов, например, поисковый механизм, электронная почта и т.д. Более того, вряд ли от операторов будут требовать доступ ко всем возможным сервисам конкретной категории. Даже если откинуть международных игроков (Google плакать не будет), их слишком много. Поэтому с большей долей вероятности, государство потребует обеспечить доступ к одному сервису конкретной категории, а выбор компании останется на стороне операторов. И вот тут начнется самое интересное.

Как именно условный МТС будет осуществлять выбор? Вот есть «Яндекс», Mail.ru, Rambler. Возможно, кто-то еще. А слот один. В случае с Android-смартфонами все просто — при настройке вы сами выбираете поисковую систему по умолчанию. А кто будет осуществлять выбор поставщика социально значимого сервиса? Очевидно, это не может делать государство, так как у нас капитализм и рынок. Очевидно, что это не может делать пользователь, так как подобных механизмов не существует, мобильный интернет — это не смартфон и не операционная система. Если вы еще не догадались, то остается лишь один участник цепочки — оператор.

Разумеется, операторы назначат поставщиком вовсе не лучшую компанию, тем более из российских компаний выбирать все равно что из нескольких зол наименее злое. Разумеется, никто в здравом уме не будет пользоваться этим «социальным интернетом». Разумеется, скорость доступа к этим сервисам будет значительно ниже, а отображение ресурсов будет ровно таким, чтобы обеспечить их функцию — поиск информации. То есть никаких картинок, никакого видео. Не удивимся, если из старого шкафа вытащат скелет WAP, наиболее подходящий для таких целей язык разметки страниц. Разумеется, существует лишь один единственный механизм выбора — тендер, аукцион, как его не назови, но победитель должен будет заплатить. И, есть мнение, присутствие на встрече «Яндекса» лишь подтверждает — этот тендер не подвергнется бойкоту, как минимум один участник уже есть.

Конечно, операторы и раньше требовали компенсаций на реализацию всех удивительных идей чиновников. Но Яровая и Клишас готовы писать законы, а вот с деньгами у них туго. Жаль, Дмитрий Анатольевич покинул Олимп, теперь даже некому сказать: «денег нет, но вы держитесь». Вполне возможно теперь, когда премьер-министр все-таки больше про деньги, а не про инновации и нанотехнологии, индустрия сможет наладить нормальный и прагматичный диалог. Думаем, и сумма в 150 миллиардов рублей вполне себе обсуждаемо. Главное, чтобы это обсуждение состоялось.

Ну а денег у «Яндекса» как у дурака фантиков. Заплатит, никуда не денется.