В мире порно уже не задорно

Подпишитесь на наш Telegram-канал @contentreview

Индустрия порно, которая — в шутку или нет — долгое время считалась одним из двигателей прогресса и новых технологий, сегодня переживает непростые времена. Интернет, онлайн-пиратство и бесплатный контент подрывают традиционные бизнес-модели отрасли. И владельцы компаний, и частные продюсеры, и актеры вынуждены приспосабливаться, находя новые бизнес-модели и источники доходов. Сегодня они уже не верят в pay-TV и сервисы Video-on-Demand (видео по запросу), надежды индустрии связаны с порно для мобильных телефонов. Мы публикуем перевод статьи из Los Angeles Times, автор которой пытается понять, что происходит с порно в Америке и жива ли надежда у представителей отрасли.

Тяжелые времена в индустрии порно

Прошлым вечером, в субботу, Саванна Стерн заработала $300, протанцевав в течение семи часов на вечеринке в Санта Монике. На ней не было ничего, кроме боа из перьев. Саванна — заслуженный ветеран порноиндустрии, за ее плечами — свыше 350 картин в жанре жесткого порно. Сегодня, на вечеринке Hustler, она ищет, где бы еще подработать и набрать полезных связей, все последние недели она пребывает в унынии — как и многие из ее подружек и коллег по цеху. Речь, произнесенная одним из лидеров индустрии на вечеринке в честь 35-ой годовщины журнала, вряд ли воодушевила кого-либо среди семидесяти пяти присутствовавших здесь женщин, опытных бойцов порно-фронта.

«По меньшей мере пять девушек, с которыми я некоторое время не виделась, подошли ко мне с вопросом — «Саванна, у тебя сейчас есть работа?», — говорит Стерн, чья карьера в этой индустрии началась четыре года назад. Как и все взрослые исполнители, она использует сценический псевдоним. «И мне приходится отвечать — «Нет, работы нет», а они все говорят: «Да, и у меня тоже».

Индустрия развлечений для взрослых, избравшая своей базой долину Сан Фернандо, стартовав в 80-х в начале эпохи домашнего видео, уже пережила несколько периодов рецессии. Но на этот раз она столкнулась не только с проблемой слабеющей экономики. Экспансия бесплатного контента в интернете подрывает готовность потребителей платить за порно, а вместе с ней и способность многих работников индустрии зарабатывать этим деньги.

Для двадцатитрехлетней Стерн сокращение числа предложений в порно-бизнесе достигло критического уровня. Теперь она работает один день в неделю вместо четырех или пяти дней, как было раньше. Ее работодатели настаивают на гонораре в $700 за одну горячую сцену, что на 30% ниже традиционной прежде ставки в $1000. Менее двух лет назад Стерн зарабатывала около $150,000 в год, иногда даже отклоняла заманчивые предложения. В те годы Стерн ездила на Mercedes-Benz CLK 350. Теперь он сама активно ищет заказы и зарабатывает около $50.000 в год. А что же с Мерседесом? Его сменил подержанный Chevy Trailblazer, взятый у родителей. «Возможностей для работы в этой индустрии все меньше, — говорит Стерн, — Для меня это большой стресс».

По подсчетам инсайдеров индустрии, с 2007 года доходы большинства компаний, занимающихся производством и распространением видео для взрослых, снизились на 30 – 50%, а количество производимых фильмов резко сократилось. «Мы уже проходили через периоды рецессии, но нам еще никогда не приходилось терпеть такие отчаянные удары судьбы», — говорит Марк Шпиглер, глава агентства по подбору порноактрис Spiegler Girls, работающий в порно с 1995. «Нас убивает бесплатный контент, с каждым годом наши заработки все меньше», — жалуется Дион Йурассо, владелец порнопроизводства, чей бизнес сократился почти на 50% за последние три года.

Если в музыкальной индустрии онлайн-пиратство вызвало лишь некоторые перемены, а в сфере кино и телевидения его влияние лишь понемногу становится ощутимым, в индустрии развлечений для взрослых пиратство совершило настоящий переворот. Согласно данным Alexa.com, по меньшей мере пять из ста наиболее популярных вебсайтов в США — это порталы с бесплатной порнографией, известные также как «tube»-сайты. Часть их контента — это любительские работы, закачиваемые пользователями, часть — получена из дешевых каталогов, но большая их доля — это пиратская продукция. Такие сайты, как Pornhub, YouPorn и RedTube привлекают больше пользователей, чем TMZ или the Huffington Post. По объему трафика порносайты обгоняют даже Pirate Bay, одного из столпов пиратского видео в сети.

Между тем ни один из этих сайтов не приносит своим владельцам серьезных доходов. Сьюзанн Кнудзен (Suzann Knudsen), директор по маркетингу на PornoTube, говорит, что основатель сайта — компания Adult Entertainment Broadcast Network — просто использует его, чтобы привлечь внимание потребителей к платному видео на заказ. «PornoTube — это не свинья-копилка, — говорит она, — Единственная его ценность для нас — накачка трафика на наши платные ресурсы».

Бизнес на эдалт-контенте, прежде игравший роль одного из форпостов рынка домашнего видео, платного спутникового и кабельного ТВ, сегодня оказался первым среди тех, кто сильнее всего страдает от экспансии бесплатного контента в интернете. «Смерть DVD-бизнеса была в разы более быстрой в индустрии развлечений для взрослых, чем в других сферах», — объясняет Билл Ашер, сопредседатель Vivid Entertainment — подлинного гиганта порноиндустрии. По его оценке, доходы компании в этом году снизились на 20%. — «Нам никогда не приходило в голову, нам придется конкурировать с теми, кто просто распространяет порно, в том числе и со своим участием, бесплатно», — признается он.

Есть и другие симптомы эпидемии спада в порноиндустрии. Число посетителей Adult Entertainment Expo, крупной ежегодной тусовки порноиндустрии в Лас-Вегасе, где проходят показы и демонстрации свежих «новинок» отрасли и ведущих артистов, снизилось в этом году на 20%. Если верить источнику, хорошо знакомому с бизнесом кабельного и спутникового ТВ, популярность платных передач pay-per-view упала на 50% по сравнению с пиком их популярности три-четыре года назад. Раньше эти передачи были ключевым источником доходов для порноиндустрии.

Вообще говоря, никто толком не считал, сколько же действительно зарабатывает каждый год отрасль. Есть лишь многочисленные оценки, которые никак нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть. Так, по подсчетам Adult Video News в 2006 порноиндустрия заработала около $13 млрд, но Пол Фишбейн, редактор отраслевого журнала, уверен, что это оценка по принципу «ткнули пальцем в небо». «Почти все компании в нашей индустрии принадлежат частным собственникам, а те предпочитают держать свои карты поближе к орденам, скрывая свои доходы», — говорит Диана Дьюк, исполнительный директор «Коалиции Свободы Слова» — так называется профсоюз работников «клубничной» индустрии.

Спад в отрасли особенно больно ударил по сотням работников порноиндустрии. Келли Лабанко не нуждается в статистических данных, чтобы понять и оценить, что происходит. Она — профессиональный гример, с опытом работы в порноиндустрии свыше пяти лет. Сейчас у нее в два раза меньше работы, чем год назад, а ее зарплата упала с $250 в час до $100 в час и меньше. «Многие компании говорят теперь, что им не нужны гримеры, и что девушки могут сделать себе макияж сами», — рассказывает Лабанко. Чтобы платить по своим счетам, она вернулась к своей предыдущей работе — фрилансу в сфере музыкальной рекламы.

Даже самые крупные события порноиндустрии не приносят «бойцам» порнофронта тех доходов, что были прежде. В прошлом году Лабанко и ее друг работали гримерами на неделе Adult Entertainment Expo и заработали $8.000. В этом году — $1.200. Каролина Пирс, актриса фильмов для взрослых, которая живет в Лас-Вегасе и летает на работу в Лос-Анжелес, говорит, что многие компании настаивают на том, чтобы она снималась в большем количестве сцен за меньшие деньги. «Вместо того чтобы платить $800 за одну сцену, они платят теперь $1,200 за две», — объясняет она.

«Несколько лет назад мы снимали девушек, которые были довольно красивы, но не были звездными моделями, и мы платили им иногда и по $2,500, — рассказывает продюсер порно Мэт Морнингвуд, ссылаясь на сайт для которого он снимает порно в жанре «один на всех и все на одного». — Теперь некоторые из самых престижных моделей снимаются для нас в подобных сценах и получают за это по $1,800. Это радует меня с точки зрения костов и интересов производства, однако, я чувствую некоторую неловкость из-за того, что мы используем тяжелое финансовое положение девочек, чтобы платить им меньше».

По мнению большинства топов индустрии, единственный растущий рынок сегодня — это рынок порно для мобильных устройств. И происходит это потому, что мобильные устройства позволяют потребителям смотреть порно где угодно — с большей или меньшей степенью интимности. Однако и здесь свои напасти. Мобильные операторы, контролирующие рынок мобильного контента, такие как Verizon, не пропускают слишком откровенный контент для взрослых в свои сети. Впрочем, эксперты рынка убеждены, что так же, как и кабельные и спутниковые компании в 90-х, они могут изменить свою позицию, когда увидят потенциальную выгоду. «Любой, кто решится сделать ставку против того, что порно станет значимым источником доходов и двигателем трафика в мобильных сетях, неизбежно проиграет. Это уже много раз подтверждалось историей», — считает Чарльз Гольвин, аналитик компании Forrester Research.

Конечно, первые звезды порноиндустрии с большим числом поклонников будут процветать как и прежде, поскольку они работают по долгосрочным контрактам, а их преданные фанаты готовы со слюной на устах скупать все их работы. Менеджеры Белладонны и Тэры Патрик, двух крупных звезд порноиндустрии, говорят, что их подопечные используют сегодня свою популярность, чтобы зарабатывать и другими способами, например, танцуя в экзотических клубах или продавая права на использование своих имен на секс-игрушках или эротическом белье. «Экономика вынуждает нас искать другие источники дохода», — признается Эван Сейнфелд, муж Тэры Патрик, который одновременно выступает и ее продюсером, а также возглавляет производственную компанию Teravision.

Но у середнячков порноиндустрии такие возможности отсутствуют. «Сейчас дела обстоят хуже некуда, очень трудно продолжать работать, если у тебя нет звездного имени», — говорит актриса Алекса Джордан.

Саванна Стерн тоже старается приспособиться к реальности. Она снимает ролики для своего собственного веб-сайта и планирует тур по экзотическим танцевальным клубам, чтобы заработать на своем имени, пока это возможно. «Сейчас я уже жалею, что когда-то занялась этим, — говорит Стерн о своей карьере в порно. — Когда ты привык к определенному образу жизни, очень трудно оглядываясь назад, понимать, что так хорошо, как раньше, уже, возможно, и не будет».

Источник:

Los Angeles Times