Тимур Аляутдинов, «Билайн»: «Мы стараемся бежать не столько за сроком, сколько за хорошим стартом»

Цифровое телевидение давно стало неотъемлемой часть пакета услуг универсального оператора. О преимуществах и недостатках IPTV, а также о телевидении в целом редакция Content Review побеседовала с Тимуром Аляутдиновым, директором по широкополосному доступу и цифровому телевидению ОАО «ВымпелКом».

Тимур Аляутдинов, «Билайн»: «Почувствуйте разницу»
Тимур Аляутдинов, «Билайн»: «основное потребление контента будет идти через большие экраны»

- Чем отличается IPTV от кабельного, цифрового, интернет-телевидения? Сегодня есть определенное смешивание понятий, происходящее от конвергенции технологий. Например, кабельное телевидение может быть цифровым.

- Интернет-телевидение — это, по сути, то же IPTV, потому что идет та же самая передача пакета данных. На сегодня есть четкое разграничение между цифровым и аналоговым телевидением. Я думаю, разница понятна — это качество картинки. Причем цифровой сигнал может передаваться через технологию IP, как это делается у нас. Это передача таких же, как и при подключении к интернету, IP-пакетов по оптоволокну. Соответственно, домой абоненту подводится 100-мегабитный канал, что означает потенциальную скорость, которая может быть предоставлена в рамках данного подключения. И в этом самом волокне у нас идет соответственно сигнал цифрового телевидения с пакетами IP.

Безусловно, у нашей технологии IPTV есть определенные преимущества перед тем же спутниковым телевидением потому, что у нас есть обратный канал. Это дает нам возможность не только принимать сигнал и транслировать его на экраны абонентов, но и отдавать команды или инициировать эти команды с абонентских устройств. Для этого как раз и используется приставка, STB (set-top box). Это означает использование интерактивных функций, обратной связи от абонента. Та же самая пауза, перемотка или запись — это как раз пример интерактивности. На текущий момент конкретно этими функциями у нас пользуется до 80% абонентской базы.


- Я бы так не сказал, потому что это не касается расширения только инфраструктуры. Мы используем платформу Microsoft Mediaroom, и в предыдущей версии платформы не было возможности «стримить» сигнал на мобильных клиентов с должной защитой — подчеркиваю, защитой контента. В принципе, технически просто взять и перевести «стриминг» на телефоны можно, но остаются проблемы с правообладателями. Так вот, версия Mediaroom 2.1 позволяет передавать на экран телефона не только VOD (Video On Demand), но и прямой телевизионный эфир.

Переход на новую версию платформы — это лишь первый шаг, но вообще подобные проекты занимают длинный промежуток времени, например у оператора AT&T это заняло до двух лет. Миграция — это достаточно тяжелый технологический процесс, связанный с заменой части серверного парка оборудования, с тестированием, переносом данных. В общем, достаточно серьёзный процесс, который задействует силы как с нашей стороны, сетевой, так и компании Microsoft. Ну, вот например версию 2.0 мы интегрировали в рекордно короткие сроки — где-то около полугода достаточно плотной работы. И мы успешно с этим справились. Нам было легче, потому что мы не придумывали велосипед, все шишки до нас сбили коллеги, и Microsoft доработал свой продукт. Но сейчас мы уже идем в авангарде операторов, то есть мало кто уже мигрировал на эту версию, так что теперь мы набиваем шишки.

Второй этап — это разработка приложений, клиентов для того, чтобы у них был единый интерфейс. Многим кажется, что это не такая сложная задача, ведь сегодня много кто делает подобные вещи, например, сервис SPB-TV. Но мы стараемся сохранить концепцию, единое контентное поле для абонента. Это делается для того, чтобы абоненту, чтобы воспользоваться услугой с другого «экрана», например, мобильного, не приходилось менять свое поведение, разбираться в интерфейсе. Например, он уже знает, что есть функции паузы и перемотки эфира, что есть VOD с каталогом контента, что есть возможность подключать каналы. Но это вопрос не только визуальной части написания приложений, но и синхронизация с платформой Microsoft. Этот процесс многонаправленный. Здесь есть дизайнерская работа, есть работа нашей usability-группы, и, безусловно, интеграция с существующей платформой Microsoft.

Кроме того, не стоит забывать, что технология передачи интернет на мобильные экраны — Unicast, тогда как для приставок STB мы используем Multicast. Мобильная сеть — она, с точки зрения стабильности передачи сигнала, не такая, как фиксированная. Как мы знаем, чем больше людей находится в одной точке, тем емкость мобильной сети для каждого из них меньше. Поэтому здесь стоит работать над сохранением определенного паритета качества картинки, например, можно использовать технологию Adaptive Streaming, мы ее показывали на экономическом форуме в Санкт-Петербурге.

Поэтому здесь целый комплекс серьёзных мероприятий, который должен быть завершен перед выводом продукта на рынок. Если все это убрать, то мобильный клиент можно было сделать еще в апреле 2012, но мы принципиально работаем над тем, чтобы обеспечить обеспечить качество картинки, положительный пользовательский опыт и бесшовный переход с одной версии платформы на другую. Мы стараемся бежать не столько за сроком, сколько за хорошим стартом.