5 миллиардов заработали онлайн-кинотеатры на продаже сериалов

Фото JESHOOTS-com/pixabay.com (Pixabay License)
В «Ведомостях» подсветили данные агентства J’son & Partners Consulting на тему оригинального контента, который производят в каких-то немыслимых масштабах наши онлайн-кинотеатры. В прошлом году такого контента вышло 89 единиц — включая сериалы, фильмы и документалки, из них больше всего выпустил Start – 20 единиц.

Вообще складывается такое чувство, что Start стремительно идет к тому, чтобы быть производителем контента, нежели его дистрибьютором. Сервис получил 2,25 миллиарда рублей от продажи своего контента на другие площадки, для сравнения Иви - 0,8 миллиарда. Еще около 2 миллиардов выручили «Кинопоиск», more.tv и «Смотрим», остальные игроки цифрами делиться не стали.

5 миллиардов рублей — это откровенно немного. Но интересно сравнить эту цифру с кинопрокатом. По данным портала Proficinema, общая касса российских лент в 2022 году составила 11,2 миллиарда рублей, в прокат вышло 208 лент. Сложно понять, какой доход получили Premier, Kion и остальные неучтенные площадки от дистрибуции своего контента, но, кажется, у нас для кинопроката плохие новости.

Во-первых, производство кино «большого метра» стоит сильно больше, чем производство для условного «онлайна» и телевидения. Во-вторых, такими темпами в ближайшие годы онлайн-кинотеатры обгонят кинопрокат традиционный, по крайней мере в сфере российского контента. Ибо не стоит забывать, что общий кинорынок все же больше - 21,3 миллиарда рублей только от проката и бог знает сколько от продажи прав на интернет-показ. Хотя, возможно, когда-нибудь мы узнаем, во сколько обошелся «Чебурашка» отечественным интернет-сервисам.

Коллеги предполагают, что в будущем производить контент в таких же объемах будет затруднительно, а значит будет совместное производство с совместной же дистрибуцией. С этим сложно не согласиться. За рубежом вполне распространена схема, по которой доходы от продажи фильма для дистрибуции на определенных территориях происходят еще до того, как на съемочной площадке разбивают тарелку. И в результате фильм выходит по финансам в ноль еще на стадии съемок. Ну а что там в прокате уже мало кого волнует. Брюс Кэмпбелл не даст соврать.

Такая трансформация рынка может расстраивать лишь тех, кто привык зарабатывать не на продаже контента и не на кассовых сборах, а на его производстве. Причем аргумент «ну не хотите за столько, пусть вам Сарик тогда снимает» уже мало кого может убедить. Время безграничных бюджетов закончилось, а кинозалы, пропахшие прогорклым попкорном зрители уже давно поменяли на уютные диваны и бокал вина.