Неделя выдалась насыщенной. Уже в понедельник в РБК вышла статья о том, как операторы против eSIM (за вбросом торчат уши Tele2), «Сбербанк» умудрился дважды упасть, а власти приняли в очередном чтении закон о суверенном интернете. На этом фоне МТС в очередной раз продемонстрировал мастерство сокрытия информации о повышении, а в Калининграде обсудили пиратство в интернете. Давайте вспомним, о чем мы писали в рубрике «Утренняя реплика» в нашем Telegram-канале.
Пиратство в России
На IPQuorum, который сейчас проходит в Калининграде, обсуждают многие аспекты защиты интеллектуальной собственности. Не думаю, что вы готовы к долгим и занудным рассуждениям о различных аспектах борьбы нашей фармакологической промышленности с «большой фармой», а вот про пиратство в области видео-контента — это близкая и понятная каждому тема. Ей было посвящено не так уж много сессий на форуме, но одной из них обсуждалось непосредственно пиратство в интернете, мимо такого мы, конечно, пройти не могли.
Забегая вперёд скажем, что ничего нового на этой сессии не прозвучало. Но сам взгляд на пиратство со стороны как юристов, так и игроков индустрии, начал меняться. Как бы не корежило представителя Megogo, кейс Netflix в Индии, которым аргументировал представитель НТВ, очень показателен. Там, в Индии, сервис снизил цены до такой степени, что пользователям стало проще заплатить, чем тратить время на поиск пиратских копий. «Так почему бы не снизить цены в России», — задался вопросом представитель НТВ.
Но Netflix — это, все же, исключение. Сервис вкладывает миллиарды долларов в съёмки собственного контента, и если пару лет в фильмах Netflix снимались всякие Кристианы Слейтеры и прочие сбитые лётчики, то последние два фильма — с русской дорожкой, разумеется — могут похвастаться наличием в главных ролях Стэнли Туччи, Гаррисона Форда и Вуди Харрельсона. Что в ответ могут предложить российские интернет-кинотеатры? «Крымский мост. Сделано с любовью»? Нет, спасибо.
Помимо контентной составляющей у данной проблемы есть серьёзные юридические аспекты. Существующая нормативно-правовая база уже устарела, а новая только-только формируется. Понятны и «узкие места», через которые сегодняшние законы пройти не в состоянии. Первое из них — поисковые системы и их статус. Да, подписан меморандум, но подписан он был лишь тогда, когда «Яндекс» понял, что проиграл «Газпром-медиа» и, по большому счёту, взял небольшую передышку. Даже сейчас в «Яндексе» находится любой пиратский контент, включая «Домашний арест», который и стал причиной наезда «Газпрома». Получается, что меморандум на деле не работает. Да и мог ли он заработать?
Масштаб позволяет «Яндексу» плевать на участников рынков. На водителей такси, на рекламодателей, спускающих в чёрную трубу кликбейтовых помоек немыслимые бюджеты, и на рынок видеоконтента, по большому счёту, тоже плевать. Остаётся лишь надеяться, что общими усилиями как-то очеловечить мастодонта, которым стал «Яндекс», и его работа была более прозрачной, а не как сейчас. И создание соответствующих поправок в законы об информации, где поисковики будут чётко определены и, следовательно, получат свой набор обязанностей и ответственности, это первый шаг.
Забавно, как участники дискуссии в один голос утверждают, что европейский путь для нас не подходит. В том плане, что потребителей преследователей контента у нас преследовать не будут, как это иногда делают в Германии или Финляндии. Однако требуется в кратчайшие сроки изменить законодательство, чтобы то определяло статус и ответственность поисковых агрегаторов (и агрегаторов вообще) и UGC-сайты (включая соцсети). Текущая правоприменительная практика демонстрирует поразительную лояльность к той же сети «ВКонтакте», которая добилась признания, что она не несёт ответственность за контент пользователей.
К сожалению, участники дискуссии либо сознательно замалчивали, либо просто не знали фактов относительно систем фильтров. В частности, несколько раз прозвучало, что мол YouTube захлебнется, если будет проверять контент до публикации. Между тем любой пользователь, заливавший на YouTube контент, прекрасно знает, что YouTube уже давно проверяет весь закачиваемый контент буквально на лету. И уж если YouTube, крупнейший в мире видеосервис, эту проблему решил, то «ВКонтакте» это тоже по плечу. Задача действительно непростая, но решаемая. Было бы желание.
А желания нет. Ни у представителей контентной индустрии. Ни у пользователей. Статус кво устраивает всех, кроме создателей контента. А значит, и ждать качественного российского контента придётся ещё очень долго.
Подписывайтесь на канал Content Review в Telegram и читайте свежие «утренние реплики» ежедневно, а не раз в неделю. Обсудить же все, что накипело, можно в нашем чате.