Осадок #53: депутатское обострение, вертикальная драма, Netflix собирает фитнес-данные


На следующей неделе рубрика «Утренняя реплика» уходит в заслуженный отпуск. Вернемся в середине августа, а пока предлагаем вспомнить, о чем же мы писали в этой рубрике в нашем Telegram-канале на этой неделе.


Депутатское обострение

Смотреть на YouTube
Слушать в mp3

Многие аналитики и инвесторы убеждены в том, что рынок мобильного видео является одним из самых перспективных в ближайшем будущем. Чтобы завоевать растущую аудиторию, китайские компании экспериментируют с новыми форматами видео, которые создаются специально для пользователей смартфонов и планшетов. В качестве примера таких экспериментальных форматов можно привести безумные ультракороткие клипы TikTok или более сложные и новаторские вертикальные драмы, о которых мы рассказывали вчера.

Конкуренты с другой стороны земного шара идут иным путём, больше фокусируясь не на создании новых форматов, а на способах продвижения своего контента. В этом сегменте больше всего экспериментирует Netflix, успех которой стал неприятной неожиданностью для традиционных медиа-гигантов вроде WarnerMedia или Comcast.

Во-первых, на зарубежных рынках компания начала политику локализации цен, которая хорошо себя зарекомендовала в сегменте компьютерных игр. К примеру, специально для индийских пользователей была предложена подписка, которая предполагает просмотр видео только на смартфоне или планшете. В переводе на наши деньги, её цена составляет чуть менее 185 рублей в месяц. Это более чем привлекательное предложение, ведь варианты предлагаемые конкурентами стоят ровно в пять раз дороже, хотя и не ограничены только мобильными потребителями.

Но на этом компания не останавливается. Не так давно один из специалистов по безопасности обнаружил, что приложение Netflix содержит код, отслеживающий физическую активность владельца устройства. Впрочем, разработчики особенно это и не скрывали — приложение Netflix на Android-устройствах открыто запрашивает доступ к данным о физической активности пользователей. На первый взгляд это может показаться странным. Зачем Netflix информация о том, как и когда вы двигаетесь? Но, разумеется у такого любопытства есть веская причина.

По словам официальных представителей, компания постоянно тестирует способы, которые могли бы улучшить пользовательский опыт подписчиков. А данные о физической активности нужны для того, чтобы улучшить качество воспроизведения видео, в те моменты, когда зритель находится в движении. На данный момент эта функция тестируется на ограниченном числе учётных записей и планов по её масштабному развёртыванию нет. В будущем предполагается, что официальное приложение будет использовать функции отслеживания физической активности, которые будут встроены в новой, десятой версии Android, известной так же как Android Q.

Но, честно говоря, официальные комментарии отдают лукавством. Скорее всего, компания просто собирает данные о том, как и в каких ситуациях клиенты пользуются её сервисом. А данные эти нужны для того, чтобы с одной стороны улучшить алгоритм рекомендаций, а с другой — попытаться определить какой спрос есть на контент, который потребляется в движении. Например, если это общественный транспорт, то какой будет оптимальная длина эпизода, если это занятия спортом, то какой спрос есть на шоу, которые можно слушать не глядя на экран и так далее.

И, скорее всего, полученные данные нарисуют картину, на которую уже ориентируются китайские производители контента.

К оглавлению

Что такое вертикальная драма?

Смотреть на YouTube
Слушать в mp3

Философские споры о том, что первично — форма или содержание ведутся давно, но в сфере мобильных развлечений ответ однозначен: форма явно определяет содержание. Тут китайские медиа-компании выступают законодателем мод, экспериментируя с новым форматом вертикальная драма (竖屏剧; shùpíngjù).

Пионером нового формата можно назвать китайский интернет-гигант Tencent. В 2018 году он наладил выпуск коротких серий романтических комедий для мобильных устройств. Причём, не усечённых вариантов обычного кино, а проектов, изначально предназначенных для просмотра на вертикальном экране, между делом, на ходу, в транспорте.

Термин «вертикальный» для нового формата стал определяющим. И определяет он не столько способ построения сюжета сериала, сколько его визуальную структуру , чем позволяет создать совершенно особенный жанр аудиовизуального произведения. Вертикальная драма — контент, который пришёлся по вкусу публике и уже сейчас можно определить его характерные черты.

Прежде всего, это суперкороткие серии — эпизоды длительностью от двух до пяти минут. В это короткое время вмещаются все коллизии эпизода, и вставные шутки, и обязательно — открытый финал. Причём, финал выстроен так, чтобы разжечь аппетит зрителя к дальнейшему просмотру.

Второе — краткость и линейность сюжета, свойственные малым формам, в определённой степени диктует выбор жанра. Именно поэтому большинство вертикальных драм — комедия. Что понятно: комедия не требует времени на развитие сложных характеров, её инструменты лаконичны — действие, эмоции, мимика, характерные герои. Кроме того, комедия позволяет вставлять и использовать различные шутки, ситуации с приколами — и значит, легко вызывать ответную реакцию и сочувствие. Для пятиминутных серий это более органичные и реальные задачи, чем погружение зрителя в саспенс.

Другая характерная черта вертикальной драмы — фрагментированный визуальный язык. Не ждите здесь длинных миксов и круговых масштабных панорам. Использование в монтаже разделённого кадра, частых переходов и коротких склеек доминирует в визуальном языке вертикальной драмы. Подобный стиль как нельзя лучше сочетается с быстрым комедийным ритмом тих мобильных шоу. Кроме того, технически, он позволяет делать каждый момент времени максимально информативным. Ограниченность пространства в кадре компенсируется увеличением в нем объёма визуальной информации . Разумеется, к стремительно формирующемуся художественному языку вертикальных драм нужно привыкнуть, но однозначно, его динамичность и наполненность увлекает и затягивает.

Ещё одна отличительная черта от полноформатного кино. Большой экран, благодаря своим физическим размерам, пытается погрузить зрителя в другой мир. В этом смысле мобильный экран — его противоположность. Он не заботится о погружении зрителя в другой мир, а скорее обеспечивает в потоке обыденности крошечный портал в свою реальность. Именно это свойство маленького мобильного дисплея позволяет зрителям принять и увлечься его сверхъестественным визуальным языком, который быстрее, плотнее и богаче информацией, чем может предложить окружающий мир.

Перечисленные особенности вертикальной драмы делают её особым мобильным форматом, освобождая от китайского и да и вообще какого бы то ни было национального контекста. И по этой причине она наверняка будет скопирована на Западе.

И это ещё раз доказывает тот факт, что умение найти новые ниши и форматы далеко не всегда требует больших бюджетов и сложных технологий. Конкурировать с западными медиа-гигантами возможно, но для этого в первую очередь нужны желание и талант.

К оглавлению

Зачем Netflix собирает фитнес-данные?

Смотреть на YouTube
Слушать в mp3

Многие аналитики и инвесторы убеждены в том, что рынок мобильного видео является одним из самых перспективных в ближайшем будущем. Чтобы завоевать растущую аудиторию, китайские компании экспериментируют с новыми форматами видео, которые создаются специально для пользователей смартфонов и планшетов. В качестве примера таких экспериментальных форматов можно привести безумные ультракороткие клипы TikTok или более сложные и новаторские вертикальные драмы, о которых мы рассказывали вчера.

Конкуренты с другой стороны земного шара идут иным путём, больше фокусируясь не на создании новых форматов, а на способах продвижения своего контента. В этом сегменте больше всего экспериментирует Netflix, успех которой стал неприятной неожиданностью для традиционных медиа-гигантов вроде WarnerMedia или Comcast.

Во-первых, на зарубежных рынках компания начала политику локализации цен, которая хорошо себя зарекомендовала в сегменте компьютерных игр. К примеру, специально для индийских пользователей была предложена подписка, которая предполагает просмотр видео только на смартфоне или планшете. В переводе на наши деньги, её цена составляет чуть менее 185 рублей в месяц. Это более чем привлекательное предложение, ведь варианты предлагаемые конкурентами стоят ровно в пять раз дороже, хотя и не ограничены только мобильными потребителями.

Но на этом компания не останавливается. Не так давно один из специалистов по безопасности обнаружил, что приложение Netflix содержит код, отслеживающий физическую активность владельца устройства. Впрочем, разработчики особенно это и не скрывали — приложение Netflix на Android-устройствах открыто запрашивает доступ к данным о физической активности пользователей. На первый взгляд это может показаться странным. Зачем Netflix информация о том, как и когда вы двигаетесь? Но, разумеется у такого любопытства есть веская причина.

По словам официальных представителей, компания постоянно тестирует способы, которые могли бы улучшить пользовательский опыт подписчиков. А данные о физической активности нужны для того, чтобы улучшить качество воспроизведения видео, в те моменты, когда зритель находится в движении. На данный момент эта функция тестируется на ограниченном числе учётных записей и планов по её масштабному развёртыванию нет. В будущем предполагается, что официальное приложение будет использовать функции отслеживания физической активности, которые будут встроены в новой, десятой версии Android, известной так же как Android Q.

Но, честно говоря, официальные комментарии отдают лукавством. Скорее всего, компания просто собирает данные о том, как и в каких ситуациях клиенты пользуются её сервисом. А данные эти нужны для того, чтобы с одной стороны улучшить алгоритм рекомендаций, а с другой — попытаться определить какой спрос есть на контент, который потребляется в движении. Например, если это общественный транспорт, то какой будет оптимальная длина эпизода, если это занятия спортом, то какой спрос есть на шоу, которые можно слушать не глядя на экран и так далее.

И, скорее всего, полученные данные нарисуют картину, на которую уже ориентируются китайские производители контента.

К оглавлению

Подписывайтесь на канал Content Review в Telegram и читайте свежие «утренние реплики» ежедневно, а не раз в неделю. Приглашаем вас и в новый канал «Телеком поток», куда транслируются все новые публикации с сайта Content Review без авторских комментариев.

Присоединяйтесь к нашему каналу в Telegram, группам ВКонтакте и Facebook!
comments powered by Disqus