Мир Мобильного Контента 2007. День второй. 'В одном кармане - фига, в другом кармане - нож'

Именно под таким девизом проходил второй день конференции. С одной стороны, благодаря хорошей организации, в этом году семинары и доклады не только были объединены темой, что позволяло делегатам выбрать одно приоритетное для них направление. С другой стороны, организаторами были подобраны столь яркие и интересные докладчики, что приходилось буквально разрываться на части. Но самое интересное, как водится, происходило в кулуарах. Именно в зоне кофе-брейков обсуждались самые интересные сплетни и новости. Кто получил эксклюзив на RBT и к чему это приведет? Как долго операторы будут тарифицировать WAP по цене в 25 раз превышающую цену на GPRS? Что необходимо сделать для того, чтобы рынок остался открытым больше чем для двух-трех компаний, которые смогли получить эксклюзив у операторов? Пока менеджеры слушали доклады, директора обсасывали новости и перемалывали косточки конкурентам.

Форум "Мир Мобильного Контента 2007" собрал более 400 делегатов. Состав участников обновился примерно на 60 процентов. Кто эти новые компании? Как они пробрались на один из самых закрытых для новых игроков рынков, которым является русский рынок MVAS? В прошлом году ряд компаний, находящихся сегодня на коне, были в таком же положении. Например, компания "А1: первый альтернативный контент-провайдер" в прошлом году сделала серьезную заявку на лидерство, а сегодня она уже пробралась в топ-рейтинг партнеров компании. Другой новичок прошлой конференции, компания Incore, сделала серьезную заявку на лидерство в агрегации, а в этом году компания может похвастаться более 100 партнерами. Ну а об успехе услуги RBT, пионером которой стала именно компания Incore, знает практически каждый.

Особенную активность в этом году проявили и относительные старожилы форума — компании Celltick и Amdocs. В принципе, это уже стало тенденцией, интерес зарубежных рынков мобильного рынка к России растет не по годам, но по часам. Хотя с другой стороны, некоторым компаниям при всем желании не удастся привлечь иностранный капитал. Особенно это чувствуется при анализе развития одного из операторов, входящих в большую тройку. Мотивация — вещь великая. Если контент-провайдеры изо всех сил стараются не столько выбиться в лидеры, сколько закрепиться на рынке и не потерять прибыль, то со стороны операторов, кроме, пожалуй, Мегафона, не наблюдается фактически никакого стремления к стимуляции развития индустрии. Именно индустрии, а не конкретных игроков.

Мы уже неоднократно писали о том, что, начиная с прошлого года, крупнейшие игроки рынка предпринимают все усилия к консолидации и монополизации рынка MVAS. Конечно, преподносится все это как "стремление к высокому качеству", но разве было бы хорошо, если бы в Москве были бы уничтожены сеть "Копеечка", а остались одни "Ашаны" ("Копеечка" и "Ашан" — крупные сети супермаркетов ультра-эконом и ультра-премиум класса соответственно). Любое ограничение рынка ведет к уменьшению количества игроков, как следствие — к стагнации и коррумпированности со стороны тех, кто принимает решение о размещении того или иного контента и сервисов в популярных каналах продвижения.

Пока в кулуарах обсуждались грустные моменты современной жизни контент и сервис-провайдеров, в конференц-залах активно рассказывалось о мобильной рекламе. Именно в этом направлении индустрия планирует развиваться в ближайшие несколько лет. Именно в этой сфере появилось наибольшее количество старт-апов. И ведь есть, за что бороться. По словам Юлии Коваленко, исполнительного директора агентства мобильного маркетинга Brand Mobile (на фото), российский рынок мобильной рекламы увеличит свой объем с 23 млн. долларов в 2007 году до 123 млн. долларов в 2009 году. Есть за что побороться, учитывая, что рынки мобильных сервисов и мобильного контента с точки зрения окупаемости инвестиций фактически выглядят менее привлекательно, чем депозит в банк, у которого со дня на день отзовут лицензию.

В другом зале обсуждались технические аспекты работы компаний на мобильном рынке. Мобильные платформы для операторов, контент и сервис-провайдеров, стали ходовым товаром. В принципе, это позитивный тренд, так как в использовании подобных платформ заключены определенные стандарты качества. С другой стороны, стоимость платформы зачастую значительно ограничивает свободный вход на рынок.

День завершился одной из самых сумбурных, но в то же время и самых острых дискуссий на тему "продвижение мобильных игр". Отличным ходом было собрать за одним столом представителей компаний с совершенно разным опытом продаж, издания и продвижения мобильных игр. И пусть все старались сдерживаться, всплески показного недоверия участников рынка друг к другу было на лицо.

К сожалению, конференция длилась всего два дня, однако организаторы уже задумываются не только о смене места проведения (в конференц-залы уже банально не входят все делегаты), но и, возможно, об увеличении количества дней. И не удивительно, что следующая конференция, а она обязательно состоится, пройдет под знаменем мобильной рекламы. Ведь мы отстаем от мира года на два, так что все вполне логично.