Регулируй это

В каждой стране есть свое регулирующее телеком ведомство, но далеко не во всех странах у этих чиновников хватает полномочий и власти устраивать операторам и IT-компаниям веселую жизнь. Примером либерального подхода были и остаются США, где принцип сетевой нейтральности прожил всего несколько лет и благополучно помер. На другом полюсе — Евросоюз, где рынок уже давно не является местом для конкуренции, а чиновники могут продавить любую инициативу, если на кону — их карьера и очки на будущих выборах.

Одной из самых громких побед еврочиновников стала формальная отмена роуминга между странами Евросоюза. Roam like at home готовили много лет, внедряли со скрипом, но в итоге все же запустили. Операторы использовали относительно длинный переходный период для того, чтобы размазать выпадающие доходы по тарифам, переложив все затраты на абонентов. Очень похожая ситуация сложилась и в России, но об этом чуть позже.

Останавливаться на достигнутом Еврокомиссия не собирается, и уже приготовила новый проект, который условно можно назвать «в каждый дом по сотне мегабит». Инициатива направлена на достижение ключевого показателя: к 2020 году больше половины европейских домохозяйств должны быть подключены на скорости не меньше 100 мегабит в секунду. Как и в случае с отменой роуминга, эта идея чиновников была воспринята в штыки. Еще бы, ведь установка такого стандарта не нужна никому. Абоненты будут вынуждены платить за неиспользуемый на полную мощность канал — торренты в Европе если и качают, то не так активно, как у нас. А для любого стриминга, будь то даже 4K-трансляция, вполне хватит 20-30 мегабит. Если же в домохозяйстве работает сразу несколько устройств, то вполне хватит канала в 50 мегабит. Ну а 100 – это скорее красивая цифра, чем реальная потребность.

Получается, что абонентов лишают права выбора. Это становится настолько распространенной практикой, что даже в магазинах купить один рулон туалетной бумаги достойного качества невозможно — либо берите упаковку из 6 рулонов, либо ностальгируйте с серой бумагой из прошлого. И казалось бы, операторам надо только радоваться, ведь чиновники фактически разрешают отказаться от дешевых тарифов и оставить только дорогие. Да, их придется понизить, но на круг рост выручки будет очень неплохим. Но операторы — не обыватели, которым можно навешать на ушли лапшу из популизма. Они прекрасно понимают, что вместе с ростом выручки вырастет давление регуляторов, которые ринутся замерять качество сетей и требовать гарантированного канала в 100 мегабит для всех и каждого.

В США, как уже говорилось выше, все на порядок проще. Принцип сетевой нейтральности, который мешал операторам связи брать отдельную плату за доступ к отдельным сервисам, был отменен, и это немедленно отразилось в тарифах. Уже спустя год после запуска «безлимитных» тарифов операторы начали дробить их на разновидности с ценой пониже (видео в плохом качестве, запрет на некоторые сервисы и т.д.) и повыше (возможность раздавать трафик по Wi-Fi, доступ к HD-видео и проч.) Тенденция в тарифной политике американских операторов прямо указывает на то, что в краткосрочной перспективе с мобильным интернетом все станет как с голосовой связью и SMS. Формально он будет безлимитным, но в реальности деньги с абонентов будут брать за каждую характеристику услуги — скорость, возможность раздачи, качество музыки и видео. А после утраты принципа сетевой нейтральности с абонентами можно делать вообще все, что заблагорассудится.

Россия традиционно плавает где-то посередине, не всплывая ни на одном, ни на другом полюсе. Когда условной «власти» требуется какое-то подтверждение «борьбы за кошельки граждан», то из-под сукна немедленно достаются конверты с проектами. Один из таких проектов была отмена роуминга. Единственной целью этого проекта была демонстрация, как «сильное» государство ставит на место «зажравшихся» операторов. Которые между тем берут за месяц мобильной связи с одной из самых высоких скоростей в мире денег, хватающих на покупку пары чашек кофе.

Продолжавшаяся пару лет эпопея с отменой роуминга закончилась тем, что теперь все платят за связь чуть больше, зато роуминга нет. И чиновникам абсолютно все равно, что раньше за услугу платили лишь те, кто ей пользовался, а теперь платят все и в результате именно за счет тех, кто не пользуется роумингом, он стал дешевле для тех, кто им пользуется. Все это не важно, ведь теперь Артемьев может везде говорить о том, что отмена роуминга — это его заслуга. Ну как Медведев с Никифоровым использовали к месту и не к месту формулировку «отмена мобильного рабства». То, что с рабами на Руси покончили еще в 1861 году, они подзабыли.

Самое печальное заключается в том, что теперь нашим чиновникам нужен новый проект. Такой, чтобы потом по всем информационным каналам говорить, как они помогают простым гражданам и берегут их от одичалого капитализма. На этом фоне крайне тревожно прозвучала новость о том, что ФАС заинтересовался корпоративным конфликтом Mail.ru Group и «Билайн». Ведь если ведомство Артемьева чем-то пристально интересуется, это фактически приговор. Спокойно жить этот человек никому не даст. И быть может именно это сподвигло Mail.ru Group тихо-мирно откатить ситуацию на исходные позиции, вернув абонентам «Билайн» полноценный доступ к своим сервисам. Впрочем, пользоваться сервисами MRG сегодня как-то… Нельзя сказать, что неприлично. Но крайне странно.

Будет очень прискорбно, если следующим проектом ФАС станет формализация принципов «сетевой нейтральности». Обычно Артемьев и его команда особо не задумывается ни о последствиях своих решений, ни о том, как их идеи будут воплощаться в жизнь. И может так статься, что через пару лет мы проснемся в новом удивительном мире.